Триумфатор конкурса Опералия и солистка Венской Штаатсопер Аида Гарифуллина дала первый сольный концерт в Москве – сразу в Большом зале консерватории.
Лучшая сенсация – хорошо подготовленная, и в этом смысле у первого сольного концерта Аиды Гарифуллиной все прекрасно.
Дорога к любимой профессионалами сцене Большого зала Московской консерватории у 29-летней сопрано была непростая, но логичная. Ребенком Аида – участник программы “Одаренные дети Татарстана”, подростком – стипендиат Фонда Шаляпина по академическому вокалу.
В восемнадцать, получив грант мэра Казани на учебу, поступила в Высшую школу музыки в Нюрнберге. Потом уже был Венский университет музыки и исполнительского искусства, где премудростям академического вокала обучают добротно и тщательно.
Мало-помалу, концертная практика и первые приглашения. После престижного “сборного” концерта Аида Гарифуллина получила благословение Валерия Гергиева, что вылилось в дебютную Сюзанну из “Свадьбы Фигаро” в Мариинском театре и другие партии под его патронатом.
А потом очаровала Пласидо Доминго ролью Джульетты в “Ромео и Джульетте” Гуно, что продолжилось участием в престижном конкурсе Опералия.
В 2013-м певица с кратким резюме “новенькая из Казани” получила первую премию, отличную прессу и приглашения в лучшие оперные дома. С этим подспорьем Гарифуллина пришла в Венскую Штаатсопер (куда ее студенткой университета не приняли в билетеры) и превратилась в штатную певицу.
Первый сольный московский концерт не только показал ее возможности, но и приоткрыл секрет обаяния. У Гарифуллиной очень точный выбор партий и нестандартное для сопрано восточных корней амплуа. Она объявляет об этом с порога, с арии Шемаханской царицы и романса “Пленившись розой, соловей”.
Оба опуса Римского-Корсакова дают шанс показать пряные изгибы голоса, его способность окутывать мелодию ориентальными завитками – и Гарифуллина умеет это делать точно и даже любовно, но ни на ноту не позволяя себе лишнего. Да, роза и соловей, только вокал одновременно по-восточному изощрен и по-протестантски (или уж лучше по-суфийски) аскетичен.
Интересно, что маэстро Йохен Ридер и ГАСО имени Светланова были надежными, но единственными сподвижниками певицы, храбро рискнувшей не звать коллег для поддержки и, чего уж там, отдыха. Позитивные эмоции трудно имитировать и сдержать, и надо было видеть, как маэстро, справившись с увертюрами, после арий уважительно выставлял певицу на поклоны.
“Помню, мать, бывало, песню напевала” из “Цыганских мелодий” и ария Русалки Дворжака укрепили впечатление. Цыганские синкопы у Гарифуллиной получаются без надрыва, а тихое отчаяние девы вод без лишней сентиментальности – какими и хотел их слышать автор в венских залах конца позапрошлого века.
Та же благородная сдержанность обнаружилась в очень обаятельной колыбельной Марии из “Мазепы” Чайковского: захотелось увидеть полную сцену, чтобы вписать это исполнение в оперный контекст.
После славянских авторов первого отделения было еще интереснее, что выберет певица дальше. И вот: если уж неизбежные для сопранового концерта “Травиата” Верди и “Богема” Пуччини, то не заношенные от частого употребления предсмертные арии, а полные надежд “Он сдержал обещанье” Виолетты и вальс Мюзетты.
Ария резвушки Нанетты из “Фальстафа” и еще два чудесных вальса из “Фауста” и “Ромео и Джульетты” Гуно (прекрасный “Хочется жить” Джульетты) окончательно превратили концерт в событие особенное и небанальное.
Делающая громкую международную карьеру 29-летняя певица показала не только выучку и талант, но еще и здравый смысл, и хороший вкус. А уж бонусом к программе призвала весну, словно предвосхитив свою скорую премьеру в роли Снегурочки на сцене Гранд-опера.
Справка
Аида Гарифуллина родилась в Казани. В 13 лет выступила в Концертном зале имени П. И. Чайковского с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан в концерте “Одаренные дети Татарстана”.
Студенткой дебютировала в партии Деспины в опере “Так поступают все” Моцарта. Выступила на сценах Арена ди Верона, Вигмор-холла, Большого и Мариинского театров.
Обладатель Первой премии международного конкурса оперных певцов Пласидо Доминго Опералия-2013. С сезона 2014/15 солистка Венской государственной оперы. С января 2015 года эксклюзивный контракт со звукозаписывающей компанией Decca Classics.
Лейла Гучмазова, “Российская газета”