
Виолончелисту Валентину Берлинскому на днях исполнилось 83 года. Однако неюбилейная дата как повод для концерта в данном случае не удивляет: имя говорит само за себя.
Более 60 лет назад Берлинский стал одним из основателей легендарного Квартета имени Бородина, где играл до недавнего времени, оставаясь постоянным участником всех его составов.
Поздравить Валентина Берлинского собрались друзья, коллеги и ученики – Наталия Гутман, Александр Рудин, Юрий Башмет и другие музыканты.
Творческий вечер Валентина Берлинского – редкий случай, когда не вызывали раздражения ни громкое название, ни неизбежный конферанс Святослава Бэлзы, ни пестрота программы, состоявшей в основном из фрагментов. Атмосфера в огромном зале Чайковского оказалась на удивление теплой и домашней – столько в ней было любви и уважения к герою дня.
Отметив 50-летие, Квартет Бородина попал в Книгу рекордов Гиннесса еще в 1995 году. К настоящему времени Берлинский отдал ансамблю уже 63 года.
За этот срок бородинцами сыграно более 400 различных сочинений. Вместе с ансамблем выступали Давид Ойстрах, Леонид Коган, Мстислав Ростропович, Иван Козловский, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Дмитрий Шостакович, Евгений Светланов, сотни других солистов и дирижеров – практически все выдающиеся отечественные музыканты последних десятилетий.
Дважды коллектив покидали ключевые участники, но Берлинскому удавалось реанимировать его, сохраняя верность юношеской “клятве кровью”, согласно которой квартет должен существовать вечно. Сегодня хранитель традиций бородинцев – скрипач Андрей Абраменков, пришедший в ансамбль 33 года назад.
Берлинский же с начала текущего сезона в нем не играет. По словам маэстро, он предпочел уйти, перестав находить общий язык с Рубеном Агароняном, первым скрипачом квартета с 1995 года. Хочется надеяться на то, что расставание носило мирный характер, однако трудно не заметить отсутствия бородинцев среди тех, кто выходил на сцену в этот вечер.
Впрочем, в ярких ансамблях недостатка не было. Гвоздем программы стало Allegro moderato из Трио №1 Аренского в исполнении Наталии Гутман, Святослава Мороза и Александра Рудина, представшего в не слишком привычной роли пианиста.
Собравшееся по случаю трио звучало как крепкий, сыгранный ансамбль – если угодно, почти как бородинцы в их золотом составе. В знаменитых вариациях из квинтета Шуберта “Форель” Рудин блеснул уже как виолончелист.
К нему присоединились Юрий Башмет, Григорий Ковалевский, Людмила Берлинская и несколько выбивавшийся из мощного состава скрипач Евгений Жук (еще менее убедителен этот музыкант был в интермеццо и финале из квинтета Шостаковича). Дело спасали Михаил Болховитин и Андрей Усов – мастеровитые ученики Берлинского – и особенно сам маэстро, когда-то исполнявший квинтет и вместе с Рихтером, и с самим автором.
В дуэте с дочерью Людмилой Берлинский представил Andante из cонаты Рахманинова, поразив старомодным благородством звука. Adagio из трио Брамса сыграл с ними Юрий Башмет, только что приехавший из Московской консерватории с концерта памяти Федора Дружинина.
Выдающийся альтист, умерший полгода назад, выполнял ту же роль в Квартете имени Бетховена, что и Берлинский среди бородинцев: на долгие годы стал хранителем традиций, которые передавал новым музыкантам, постепенно вливавшимся в ансамбль. Дружинину случалось выступать вместе с бородинцами, и даже ученики у них с Берлинским есть общие – например, музыканты бельгийского квартета Danel, записавшие все квартеты Шостаковича, а до того подробно разбиравшие их с обоими мастерами.
Выступлением учеников и завершился вечер в зале Чайковского. На сцену вышли четыре ансамбля, участники которых были прежде студентами Берлинского, – “Романтик-квартет”, “Доминант-квартет”, “Каприс-квартет” и Государственный струнный квартет Республики Казахстан. Ранняя пьеса Шостаковича – Скерцо для октета – стала приношением и Валентину Берлинскому, и главному композитору его жизни.
Илья Овчинников, “Газета”