Белые ночи и звёзды – явления несовместимые. Но только не на фестивале Мариинского театра. «Звёзды белых ночей» – это всё понемногу от классической оперы до современного танца, и на высочайшем уровне.
В этом году за два месяца будут показаны более 200 концертов и спектаклей. Открылся фестиваль премьерой оперы Берлиоза «Троянцы» в постановке Янниса Коккоса.
К работе над оперой «Троянцы» Берлиоз приступил в мае 1856 года, в своих мемуарах он напишет: «Это будет очень тяжелая работа, пусть все боги Вергилия помогут мне, иначе – я погиб!»
Боги помогли. Берлиоз написал одну из самых длинных в мире опер. Пять часов звучания. Современники зло критиковали мастера. Оперу называли чересчур затянутой, а сюжет – слишком «древним». Французский оперный театр отказался ставить «Троянцев».
Для композитора это был провал. Он написал письмо Наполеону Третьему – жаловался на театральных режиссеров.
«Я не могу доверить свою работу оценке людей, чьи взгляды затемнены предубеждениями и предрассудками».
Но письмо не помогло. Критики ядовито шутили:
«Берлиоз пал под стенами Трои».
Лишь спустя десятилетия его работу оценили.
Мариинский театр ставит оперу в полном объеме. Две части: «Падение Трои» и «Троянцы в Карфагене». Берлиоз при жизни так и не смог услышать свое произведение в задуманном варианте. Театры соглашались ставить лишь одну часть из двух. Версия Мариинского театра максимально приближена к авторскому варианту. Дань памяти мастеру. Композитор неоднократно приезжал в Россию. Глинка в своем дневнике писал: «Берлиозов ум обворожил меня!»
«Что касается Берлиоза, ведь два приезда в Санкт-Петербург – 1849-м и в 1867-м году он был в Петербурге – его два приезда сыграли колоссальную роль в истории развития и нашего театра, и вообще в истории русской оперы, русского музыкального театра»,
– говорит художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.
Этот спектакль поставил Яннис Коккос – классик мировой оперной режиссуры. Чтобы зрители и на этот раз не назвали оперу «древней» – он сделал постановку более современной. К примеру, актеры появляются на сцене в военной форме с оружием в руках.
«Мы хотим добиться на сцене правдивой, достоверной агрессии, грубости. Мы видим греческих воинов, одетых в античные одежды, которые с копьями выходят на троянских женщин – и мы не верим этой сцене! Поэтому нам пришлось использовать военную форму и современное оружие. Хочется говорить тем языком, который будет достоверен для сегодняшнего зрителя»,
– рассказывает режиссер.
Коккос настаивает именно на достоверности. Никакой фантастики. Ему хорошо известно, как зрители критиковали спектакль Карлуша Падриссы, поставленный в Мариинском театре четыре года назад. Тогда декорации напоминали сцену из фильма «Звездные войны». А Трояном был назван компьютерный вирус, который уничтожает все вокруг. Публика явно ждала другого.
И вот теперь – новая постановка. Оперный классик Яннис Коккос еще до премьеры признался: сделал все возможное для того, чтобы на этот раз Берлиоз все-таки выстоял под стенами Трои.