Каждое лето Европа превращается в огромную концертно-театральную площадку, охваченную фестивальной лихорадкой.
Оперные и симфонические, камерно-инструментальные и полижанровые, освященные великими именами и гордо носящие название какого-нибудь города: Зальцбург, Байройт, Глайндборн, – музыкальные манифестации проходят повсюду.
Только во Франции количество культурных празднеств разного калибра перевалило за три сотни, все они крепко связаны с туристической индустрией и привлекают огромное внимание к академической музыке.
Всего за одну неделю в этой стране можно побывать на нескольких летних фестивалях и в полной мере ощутить их своеобразие, а также востребованность русской музыки и российских исполнителей.
Одно из старейших аббатств Франции – Сен-Рикье расположено на севере, недалеко от Амьена. Принадлежащее в Средние века бенедиктинцам, в 80-е годы прошлого оно было приобретено местным департаментом и превращено в культурный центр.
С тех пор каждое лето в Сен-Рикье проводится музыкальный фестиваль классической музыки с одноименным названием. В величественном соборе помимо органа, оборудована большая сцена для симфонических концертов, несколько маленьких залов неподалеку – для камерных.
В фокусе внимания нынешнего, 24-го по счету феста – музыка разных жанров, стилей и эпох, а вот конференции посвящены проблемам барочной музыки и новейшим сочинениям современных композиторов. Среди участников не только известные французские коллективы и музыканты, но и зарубежные, в том числе российские.
Стремительное перемещение на юг Франции в город Монпелье стоит совершить ради старейшего фестиваля – Radio France, проводимого в этом году также в 24-й раз. В отличие от скромного Сен-Рикье, здесь все по-другому: масштаб, амбиции, цифры.
Его автор-создатель и главный идеолог Рене Кёринг – личность незаурядная. Композитор, теоретик, продюсер, интендант Оперы и Оркестра Монпелье, в прошлом возглавлявший Radio France, Кёринг дружил с Евгением Светлановым, на самом первом его фестивале выступал Мстислав Ростропович.
Среди тех, кто побывал на “Радио Франс”: Юрий Башмет, Гидон Кремер, Рудольф Баршай, Юрий Темирканов, Евгений Кисин. Режиссер “Геликон-оперы” Дмитрий Бертман осуществлял здесь оперные постановки.
Количество художественных акций за две с лишним недели фестиваля велико: концерты и спектакли, джаз и электронная музыка, мастер-классы и дискуссии.
Почти треть концертов транслируется в прямом эфире Radio France, остальные впоследствии идут в записи, причем не только во Франции, но и в 12 европейских странах. Фестиваль, как и само Radio France, ставит целью продвижение классической музыки, и прежде всего неизвестных сочинений. Или вполне популярной классики, но тогда в исполнении молодых перспективных музыкантов.
В качестве мировых премьер в этом году заявлены две оперы: “Эсмеральда” Луизы Бертен (вопреки устоявшемуся мнению женщины-композиторы появились отнюдь не в XX веке, а столетием раньше) и “Саллюстия” Перголези – раннее сочинение автора “Служанки-госпожи”.
Среди звезд фестиваля – сопрано Натали Дессей, скрипач Вадим Репин, виолончелист Александр Князев, пианист Кристиан Захариас, несколько симфонических коллективов, в том числе Национальный оркестр Франции под управлением Даниэле Гати.
Две программы отыграл и впервые приглашенный Уральский филармонический во главе с Дмитрием Лиссом.
Бюджет фестиваля – 3,5 миллиона евро – складывается из государственных субсидий всех уровней и спонсорских вливаний. Главное, цена билетов не должна быть высока (потолок 48 евро), многие концерты проходят вообще бесплатно.
Тут уместен вопрос о слушателях, и это, пожалуй, самое удивительное. Монпелье – южный город с неповторимой атмосферой: свободный от транспорта старинный центр, роскошная архитектура разных веков, маленькие кафе и таверны, магазинчики и лавки.
На один из концертов в огромный комплекс “Корум” я шла по эспланаде Шарль де Голль: огромная аллея, с множеством торговых палаток, бистро, мини-парком и детской площадкой. На площади начинался праздник дегустации молодого вина, народу было – не протолкнуться, и у меня мелькнула шальная мысль: а найдутся ли желающие променять этот праздник жизни на встречу с серьезным искусством (в программе, помимо всего прочего была и Шестая симфония Чайковского). Однако – нашлись!
Двухтысячник с потрясающей акустикой под названием “Опера Берлиоз” был заполнен. А на другой день ничуть не меньше поразила длиннющая очередь на солнцепеке, преимущественно из молодых людей, в музей Фабра на выставку Гюстава Курбе.
Словом, все настоящее и подлинное – здесь в цене, и аудитория фестиваля постоянно возрастает: на прошлом – 122 тысячи, а на этом – уже 125 тысяч слушателей.
У знаменитого фортепианного фестиваля в местечке Ла-Рок-д Антерон, что недалеко от Экс-ан-Прованса, – особая роль в культурной палитре Франции. Меккой пианистов его называют не случайно, за 28 лет существования форума на нем побывала в сущности вся мировая фортепианная элита.
Рояль соло, с оркестром, в ансамбле, в джазе, клавесин и электроника – концепция предполагает всевозможные вариации. Фестиваль, придуманный известным продюсером Рене Мартеном, автором “Сумасшедшей недели”, начинался со Святослава Рихтера и музыкантов его круга.
В этом году, как и обычно, форум будет идти почти до конца августа и представит около 70 пианистов.
Старт симфонической программе дали два русских пианиста и филармонический оркестр из Екатеринбурга. Фортепианно-симфонического Рахманинова поделили пополам: Николаю Луганскому достался Первый и Третий концерты, Борису Березовскому – Четвертый и Второй.
Оба вечера стали запоминающимися событиями. Рахманинов, разливающийся безбрежным половодьем и чередой эмоциональных пиков, вместе со звуками живой природы и плывущими облаками рождал необыкновенный отклик, слушатели сидели не шелохнувшись.
Лариса Барыкина, “Российская газета”