8 мая 2020 отметила юбилей замечательный музыкант и педагог, заслуженная артистка России Елена Ивановна Озол.
Даже в нынешнее сложное время ее многочисленные ученики нашли возможность ярко поздравить любимого педагога.
Мы публикуем текст, написанный учениками Елены Ивановны, в котором они рассказывают о своем педагоге и о своем поздравлении.
“Все знают, что альтисты имеют непростую историю и зачастую попадают к своему первому учителю уже в сознательном возрасте, но абсолютно потерянные. Как правило, они сознают собственную несостоятельность, возможно, странность, вследствие которой им настоятельно рекомендовали альт…
Не будем углубляться в психологию, но не трудно представить, что в таком состоянии учить человека довольно сложно, в то время как задачи перед ним стоят весьма непростые: играть на альте не намного легче, чем на том инструменте, с которого несчастного безвременно разжаловали.
Именно поэтому первый учитель – это совершенно особенное явление, он должен быть одновременно и личностью, и лидером, и по-настоящему большим музыкантом. Но главное – наставником, обладающим особым педагогическим даром, далеко выходящим за пределы профессии.
Задача чрезвычайно сложна и неординарна, ведь в отличие от обычного преподавателя скрипки, который рассказывает как играть и подсказывает «проверенные» интерпретации, задача Наставника – построить свободную, мыслящую и уверенную личность, музыканта, способного ориентироваться и глубоко понимать и, конечно, свободно владеющего инструментом.
Согласитесь, что эта задача невообразимо далека и сложна относительно исходного состояния молодого растерянного музыканта, фактически наказанного понижением в альтисты.
Всё это неплохо “усиливается” общей “эрудицией” молодых скрипачей, которые в юном возрасте совершенно не представляют, что такое альт, но чувствуют, что его стоит остерегаться. К этому моменту они наверняка слышали пару анекдотов, в которых слова «чукча» и «альтист» звучат одинаково обидно…
Феномен Елены Ивановны заключается в удивительном сочетании целого ряда как природных, так и благоприобретенных выдающихся качеств – человеческих, музыкальных и педагогических. Многие из них передались ей от уникального Валентина Александровича Берлинского, её учителя, видевшего в работе Елены Ивановны с учениками продолжение своей школы.
И по сей день наша “глава семьи” поддерживает нас в самых трудных жизненных вопросах, ответы на которые порой приходят уже во время набора телефонного номера любимого педагога.
Даже сейчас, находясь не только на самоизоляции, но и в полном отрыве от нашей профессии и сцены, любимый Учитель выручает нас. На сей раз, как может показаться, “всего лишь” своим днем рождения….
Идея пришла, как всегда неожиданно и, как часто это бывает, в последний момент.
Выпускники Елены Ивановны живут не только в Москве, но и во многих других странах мира – Швейцарии, Австрии, Германии, Италии, США, Финляндии, Турции.
На прошлый юбилей мы организовали целый концерт, состоящий исключительно из альтовых ансамблей. В классе Елены Ивановны мы всегда получали заряд любви к камерной музыки, поэтому та идея пятилетней давности всеми была воспринята с большим энтузиазмом. Но в это особенное время мы, как и все музыканты, столкнулись с последствиями пандемии. Никаких концертов, репетиций, поездок. Мы даже не могли представить себе возможность поздравить любимого педагога с днём рождения.
Вот тогда выпускница Елены Озол, живущая в США и уже имевшая небольшой опыт с записями в интернете, предложила записать музыкальное поздравление на несколько голосов. А музыкант на карантине может стать очень креативным существом. И в результате долгих поисков и размышлений, а также активизации большого количества выпускников, мы пришли к цифре 24. Выбор пал на произведение П. И. Чайковского из цикла “Времена Года” “Май. Белые ночи”.
Нам очень повезло, что композитор Леонид Гофман (отец одного из учеников Елены Ивановны) представитель новой венской школы, пришёл нам на помощь и в рекордные сроки (1день!) сделал переложение этой пьесы для ансамбля альтистов.
Дальше уже было дело техники – собрать все 24 записи воедино. Процесс “сборки” оказался весьма детективным.
Записи сделаны на микрофоны разных телефонов, в “полевых” условиях. Чтобы дать шанс новому “оркестру” сыграть хоть как-то вместе, пришлось пригласить робота-пианиста, который по многочисленным свидетельствам оказался отвратительным аккомпаниатором, но удержал всех на расстоянии минимальной “социальной дистанции”.
По мере накопления записей, удалось собрать целый гербарий не только музыкальных звуков, но и всей окружающей жизни: топот ног в соседней комнате, дождь за окном, сигналы спецтранспорта, гудение холодильника, дети.
Пришлось прибегнуть к передовым технологиям, чтобы отделить всё разнообразие звуков от музыки Чайковского и силой техники перенести всех в единое пространство, придав партиям, записанным в разных звуковых условиях, целостное звучание.
Время было не на нашей стороне. Идея пришла за четыре дня до праздничной даты: день на оркестровку, полтора дня на записи, полтора дня на сведение звука, монтаж видео и выгрузку. Однако благодаря разнице временных поясов, нам удалось выстроить процесс в круглосуточном режиме работы, что и сделало возможным уложиться в столь сжатые сроки.
Конечно, этот подарок был необходим не столько нашему Учителю, как нам самим. Мы вновь почувствовали радость общения с единомышленниками, ощущение одного класса, не смотря на порой большую разницу в возрасте и расстояние между нами. Мы вновь оказались в своей семье и поняли, насколько крепки те узы и связи, которые зародились в нас много лет назад, в доме на Кисловском.
Соавторы”
Елена Ивановна Озол – заслуженная артистка России, профессор РАМ им. Гнесиных, «Ветеран труда». Преподаватель по классу альта, камерного ансамбля и струнного квартета.
Родилась в 1955 г. в Москве. Закончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных по классу альта, затем МГК им. П. И. Чайковского (класс профессора Ф. С. Дружинина) и ассистентуру-стажировку по специальности «струнный квартет» (класс проф. Р. Р. Давидяна). В 1981-84 гг. совершенствовала квартетное мастерство в РАМ им. Гнесиных (класс проф. В. А. Берлинского).
В составе Российского струнного квартета работала в Ивановской, Тамбовской областных филармониях, Росконцерте, Московской государственной академической филармонии. С 1986 г. по 2019 г. вела классы альта и камерного ансамбля в МССМШ (колледже) им. Гнесиных. С 1992 г. по 2012 г. работала в РАМ им. Гнесиных. Автор программы для учащихся средних специальных учебных заведений Российской Федерации по специальности «Альт» (1995 г.).
За годы работы в МССМШ им. Гнесиных Е. И. Озол подготовила более 40 альтистов. Большинство учеников Елены Ивановны в настоящее время успешно концертируют в России и за рубежом. Среди них – А. Земцов, И. Гофман, С. Лебедь, М. Лебедь, Н. Болдова (Хуторная), М. Рудой В. Данилец, Е. Расулова, Л. Лазарева и многие другие.
ClassicalMusicNews.Ru