На сцене Берлинской филармонии состоялось концертное исполнение одноактной оперы Рихарда Штрауса «Электра».
Экспрессионистская драма немецкого композитора по пьесе Гуго фон Гофмансталя стала первым сочинением этого года для маэстро Кристиана Тилеманна, который запланировал ряд юбилейных концертов и спектаклей к 150-летию со дня рождения Рихарда Штрауса.
Основная часть мероприятий придется на май-июнь, когда в Дрезденской Земпер опер достойно отпразднуют знаменательную дату немецкого классика. 11 июня там состоится грандиозный гала-концерт с участием звезд мировой оперной сцены, хора и оркестра Дрезденской Штаатс капеллы под руководством Кристиана Тилемана. Ну, а пока немецкий маэстро обратился к одной из самых колоритных и пронзительных оперных партитур Рихарда Штрауса.
Сам композитор отмечал, что именно в «Электре» он достиг предельных границ гармонии и психологической универсальности. «Электра» – загадочная и, пожалуй, самая мрачная из всех опер Рихарда Штрауса. Никогда ранее музыка не проникала так глубоко в психологию душевных движений, в истории оперного театра не было и героини, способной утвердить себя в испепеляющей мстительной страсти. Сюжет античной трагедии уступил место постижению невротических состояний человеческой души.
Интерес Штрауса к пьесе Гуго фон Гофмансталя стал способом его философских размышлений. В «Электре» для композитора сошлись и его пристрастие к ницшеанским идеям, и увлечение психоаналитическими открытиями Зигмунда Фрейда, и в то же время возможность продолжить эксперименты в области музыкальной формы.
Главную героиню драмы движет неистовое стремление к совершенствованию человеческой природы. Исступленно-взвинченная Электра (сопрано Эвелин Херлициус) с первых тактов оперы буквально не находит себе покоя. Голос певицы изобилует множеством оттенков в тембровом плане.
Необычайно пластична и Клитемнестра (Вальтрауд Майер) с ее матовым контральто; порадовала роскошным вокалом и яркой актерской игрой лирическое сопрано Анна Шваневилмс в роли младшей сестры Электры – Хризотемиды.
Особого успеха достигли: маститый бас Рене Папе (Орест) и чувственный тенор Франк ван Акен (Эгист).
Каждый из этих героев наделен ярким сценическим темпераментом и особенно остро ощущает психологический тонус сложнейшей оперной драмы.
Основным стимулятором вечера стал великолепный оркестр Дрезденской Штаатс капеллы, который в руках Кристиана Тилемана, преображался каждое мгновение. Немецкий дирижер излучал мощную энергию, очаровывая и публику, и артистов своим глубоко личностным прочтением оперного полотна Рихарда Штрауса.
Добавлю, что на сцене Берлинской филармонии производилась аудиозапись концертного исполнения «Электры». В скором времени планируется выпуск компакт-дисков еще одной знаковой интерпретации оперы Рихарда Штрауса.
Виктор Александров, Берлин (Германия), ClassicalMusicNews.Ru