Совсем недавно — пять лет назад — Екатеринбург числился столицей российского современного танца. Он ею и остается — ни в одном другом городе страны нет такого количества трупп, специализирующихся на contemporary dance. Но теперь к достижениям в танце добавился и балет, и опера. В сезоне 2014-2015 стал городом высших театральных достижений.
Кришна на проспекте Ленина
Уральская опера долго жила воспоминаниями о прошлом — о 80-х годах, когда главным режиссером театра был Александр Титель, в 1991-м перебравшийся в Москву, в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Ставший директором в 2006 году Андрей Шишкин долго не совершал резких движений — и в провинциальной классике медленно переваривался балет, в котором менялись руководители труппы, честно и не слишком выразительно пахала оперная труппа.
Прежняя биография Шишкина многого не обещала — экономист по образованию, работавший сначала главным бухгалтером, затем директором театра русской драмы в Уфе, не был похож на человека, способного устроить в театре художественную революцию – равно как и на человека, способного пригласить на работу революционера. Тем не менее – в 2011 году он позвал на постановку Вячеслава Самодурова, а в ходе переговоров о будущем спектакле предложил тому возглавить труппу.
Вообще, это был совершеннейший кот в мешке. Да, раньше Самодуров успел побывать отличным танцовщиком Мариинского театра, Национального балета Нидерландов и английского Королевского балета, но артистическая карьера уже закончена из-за травмы, то есть собирать публику «на себя» Самодуров не сможет. В Лондоне им были сделаны несколько постановок на экспериментальной сцене Ковент Гарден — и там молодым хореографом заинтересовалась пресса, но ведь далеко не факт, что екатеринбуржцам понравится то же, что до того понравилось англичанам.
В России он выпустил одноактные «Минорные сонаты» в Михайловском театре, они даже получили номинацию на «Золотую маску» — но именно номинацию, а не награду. В общем, рискнули и Шишкин, и Самодуров, перебравшийся из английской столицы на Урал.
Теперь, четыре сезона спустя — в театре коллекция «Золотых Масок», набравшая технику труппа, премьеры хай-класса. В сезоне 2014-2015 екатеринбуржцы представили целых четыре премьеры. Фантастическую «Тщетную предосторожность» поставил хореограф-реставратор Сергей Вихарев — и в этот раз он не стал дотошно приводить текст к оригиналам прошлых веков, а скрестил два старинных балета — датский и давно живущий в России французский — с образами ван Гога; картинка получилась завораживающая.
Сам Самодуров сочинил одноактный балет «Занавес», в котором публика оказывается как бы за кулисами и наблюдает, как нервничает, собирает нервы в кулак и выстреливает собой на сцену Балерина (для этой жесткой, трогательной, патетической и смешной роли была приглашена Мария Александрова из Большого театра).
Уральский театр первым в стране из репертуарных театров получил разрешение танцевать одноактовку нынешних правителей Нидерландского театра танца Пола Лайтфута и Соль Леон — они отрепетировали и выпустили в Екатеринбурге «Step lightly», сделанную еще во времена их романтической молодости. И, наконец, уже под занавес сезона, ближе к концу июля, театр обновил «Лебединое озеро», взяв за образец классическую версию Константина Сергеева, которая уже шестьдесят лет идет в Мариинском театре — тут было важно почистить текст и избавиться от самозваных глупостей, привнесенных в старинный балет предыдущим редактором.
Премьер было бы ровно в два раза меньше, если бы одновременно с появлением Самодурова в Екатеринбурге не возник фонд «Евразия балет»; два местных адвоката основали его, обнаружив, что теперь и в родном городе есть спектакли, на которые не жалко тратить деньги. «Евразия балет» обеспечил в этом сезоне премьеру «Занавеса» и «Step lightly» — поскольку сам театр, которому, как и всем организациям культуры в этом сезоне, урезали бюджет — причем бюджет уже текущего сезона — эти постановки бы не потянул.
Но балет — не единственное достояние театра. И опера, поднимавшаяся вверх неспешно, но уверенно, в этом сезоне забралась на выдающуюся высоту. Директор сумел договориться о постановке оперы Филипа Гласса «Сатьяграха» — и в спектакле, поставленном Тадеушем Штрасбергером, впервые в России зазвучала оперная музыка американского минималиста, на сцене появились Махатма Ганди, Кришна и Мартин Лютер Кинг, а певцы бодро освоили санскрит.
Перед премьерой галерку скупили местные кришнаиты — но и без их массового присутствия спектакль пошел с аншлагами, опровергнув теорию о том, что нынче публика хочет чего попроще. Выпускавший премьеру дирижер Оливер фон Дохнаньи к концу сезона получил место главного дирижера театра.
Вторая значимая премьера сезона — «Риголетто» в постановке Игоря Ушакова — превратила всех героев оперы Верди в хипстеров; публика на премьере веселилась, разглядывая «картинку», но к финалу, когда героиня решается на самопожертвование — фактически самоубийство, все же сосредоточилась на музыке и трагедии, звучавшей в голосах героев.
Горшочек, вари
Среда — факультет современного танца в местном Гуманитарном университете, публика, привыкшая ходить на спектакли контемпорари, — в Екатеринбурге благоприятствует развитию актуального искусства. Ежегодные премьеры «ветеранов» — трупп Сергея Смирнова («Эксцентрик-балет»), Олега Петрова («Танцтеатр») и Татьяны Багановой («Провинциальные танцы») — привычны и ожидаемы.
Каждый из театров выбрал свой путь. Сергей Смирнов с его артистами несколько лет назад вписался в труппу местной Музкомедии и привычно радует поклонников сочетанием кавээновского юмора и философии Пауло Коэльо — в этом сезоне он выпустил спектакль «Грамматика одного движения». Татьяна Баганова продолжает эксперименты с соавторством: в этот раз — сделала спектакль «Мера тел» с театром «АХЕ». Олег Петров упорно настаивает на скрещивании современного танца с балетом, с жесткой подготовкой балетного класса .
Противостояние двух последних трупп похоже на противостояние фэнтези и научной фантастики: Олег Петров (балетный критик, четверть века назад ставший балетным менеджером) почитает науку, строгую выучку и логику, и приглашает на постановки разделяющих его убеждения европейских хореографов (в этом сезоне Фабио Лопез сотворил с Танцтеатром «Слезы Эроса», отсылающие к тексту Жоржа Батая).
Хореограф Татьяна Баганова ворожит, пренебрегает логикой, выдает чисто женскую экспрессию и, как правило, создает эффектную картинку — периодически с отчетливо национальным оттенком, что сейчас ценится все больше и больше. У каждого театра есть свои поклонники; город только выигрывает от того, что в Музкомедии периодически появляются спектакли Смирнова, в Свердловской драме — спектакли Танцтеатра, а в ТЮЗе — спектакли Багановой.
Меж тем это не все работающие в Екатеринбурге труппы: при Гуманитарном университете существует «Окоем» Александра Гурвича, практикующий танец живописно-социальный (что вижу — о том поэтически танцую); практически каждый год возникают какие-то новые люди, или же люди известные добиваются существенных успехов.
Так в этом сезоне рванул вверх дуэт Zonk’a (Анна Щеклеина и Александр Фролов, пять лет назад окончившие Гуманитарный университет). Они представили осенью любопытную миниатюру на вечере Dance-платформа (проект, придуманный Самодуровым для привлечения новых хореографов в театр – худрук надеется найти среди них тех, кому можно поручить полнометражный балет), а также сочинили объемную одноактовку «Моя любовь, моя жизнь». В ней Щеклеина танцевала о любви, а Фролов говорил о жизни; вместе эти монологи собирались в своеобразный танцевальный стендап — в меру грустный, в меру веселый, откровенный и мужественный.
Сейчас в Екатеринбурге идет прием на новую Dance-платформу: желающие до 20 августа могут прислать заявку в Уральскую оперу и получить шанс на работу с артистами этого театра. Нет сомнений, что среди кандидатов окажутся и хореографы, специализирующиеся на контемпорари — и так в одном отдельно взятом российском городе продолжится процесс создания танца европейского качества, ведь стены между классикой и contemporary в Европе давно не достают до колосников. И следующий сезон обещает быть не менее интересным, чем только что закончившийся.