Солистка Большого театра России Екатерина Щербаченко (сопрано) выступила в музее- усадьбе «Кусково».
25 июля 2015 года она приняла участие в концерте фестиваля «Органные вечера в Кусково» в ансамбле с органистом Алексеем Шевченко. В этом году фестиваль проводится с 23 мая по 29 августа 2015 г., в шестой раз. Автор идеи фестиваля и его бессменный художественный руководитель – Елена Привалова-Эпштейн (Россия-Латвия).
«Органные вечера в Кусково» проходят в танцевальном зале Главного дома подмосковного владения графа Шереметева. В усадьбе никогда не было духового органа, поэтому фестиваль проводится на цифровых электрических органах, привозимых организаторами фестиваля. В этом году фестиваль проходит на цифровом органе итальянской фирмы Viscount, любезно предоставленном московской фирмой Forta&Piano. Орган двухмануальный, с полной педалью и 36 регистрами.
Этот орган универсален и позволяет исполнять музыку различных эпох и стилей. Инструмент располагает встроенной акустической системой. В нём можно регулировать громкость в целом – и громкость каждого из мануалов. С помощью эквалайзера регулируются низкие и высокие частоты, реверберация, позволяющая создать эхо, характерное для церкви – и в концертных залах обычно отсутствующее.
Акустика в танцевальном зале хорошая. Многочисленные зеркала усиливают отражательный эффект и насыщенность звука.
Программа Екатерины Щербаченко была составлена в основном из барочных арий Каччини, Вивальди, Генделя, И. С. Баха.
Для такой певицы, как Щербаченко, с большим полнокровным оперным голосом, поющей на больших оперных сценах, такая программа – это тест на вокальное мастерство, стилистическое чутьё и музыкальный вкус. И этот тест певица прошла блестяще. Щербаченко сумела сделать свой голос компактным, почти безвибратным и прозрачным.
Певица показала нам совершенно разных по характеру персонажей. В выходной арии Каччини Amarilli, mia bella («Амариллис, моя красавица…») она – охваченный томлением юноша, безнадёжно влюблённый в нимфу Амариллис, пленявшую всех смертных мужчин, – встретив её, они уже не могли полюбить другую и от безответной любви умирали. В арии служанки Se tu m’ami («Если полюбишь») из оперы Перголези «Служанка-госпожа» Щербаченко мила и кокетлива.
В страстной арии-ламенто Ирены «Sposa son disprezzata» («Презираемая я жена») из оперы Вивальди «Баязет» певица очень убедительно – и вокально, и драматически – показывает нам страдания брошенной женщины, не теряющей при этом собственного достинства.
Ария Клеопатры «Piangero la sorte mia» («Оплакиваю свою судьбу») из II действия оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте» прозвучала как трагический монолог.
Если в первом отделении Щербаченко с безупречным вкусом отдала дань чувственной стороне музыки, то второе отделение было возвышенным и духовным.
Началось оно с трогательной арии «Quia respexit» из Магнификата И. С. Баха, исполненной возвышенно. Кантата воспевает Деву Марию. В православном каноне это песнопение «Величит душа моя Господа». Оно основано на тексте Евангелия от Луки (1:46-55). Здесь Мария исповедует своего Сына Господом.
Потом Щербаченко совершает скачок в начало ХХ века, превосходно исполнив «Колыбельную Марии» Макса Регера. А закончила концерт блестяще спетая ария «Panis Angelicus» («Хлеб ангельский») Сезара Франка из «Мессы на три голоса» на текст Фомы Аквинского.
Партию органа в этом концерте должна была исполнять Елена Привалова-Эпштейн, но она заболела, и всего с двух репетиций Алексей Шевченко сумел превосходно поднять аккомпанемент столь сложной и стилистически разнородной вокальной программы. Это можно назвать творческим подвигом.
Правда, замена органиста лишила нас возможности услышать интереснейшие «Три псалма» Артюра Онеггера, ибо за две репетиции полноценно исполнить эту непростую музыку нереально.
Алексей Шевченко очень интересно выступил в этом концерте как солирующий органист. Его программа охватила четыре века: от Джироламо Фрескобальди (XVII в) до Макса Регера (начало ХХ века).
В «Partitа Sopra Passacogli» Фрескобальди регистровка была скупой и прозрачной.
С большим вкусом Шевченко исполнил транскрипции для органа И. С. Баха двух скрипичных концертов Антонио Вивальди ре минор BWV 596 и ля минор BWV 593. В Хорале № 3 ля минор Сезара Франка и в Интродукции и пассакалии ре минор Макса Регера регистровки были яркими, обе пьесы прозвучали мощно и величественно. На цифровом инструменте Шевченко почти достиг ощущения большого духового органа.
Эту же программу можно будет услышать в исполнении Екатерины Щербаченко и Елены Приваловой-Эпштейн 27 сентября в Евангельско-лютеранском кафедральном соборе Петра и Павла (Старосадский пер. 7/10) с большим духовым органом в зале с хорошей храмовой акустикой.
Владимир Ойвин