Люцерн – один из красивейших средневековых городов Швейцарии. Город находится на высоте более 400 метров над уровнем моря на берегу Фирвальдштетского озера, окруженного Альпами.
Рядом с вокзалом на Европейской площади раскинулся огромный архитектурный комплекс – Центр культуры и конгрессов, построенный в 1998 году по проекту французского архитектора Жана Нувеля. Его концертный зал обладает уникальной акустикой.
Кульминацией сезона в Люцерне здесь является знаменитый летний фестиваль – парад оркестров мира. Здесь почти ежегодно выступают Берлинский и Венский филармонические оркестры, Королевский оркестр «Консертгебау» из Амстердама, ведущие американские оркестры из Нью-Йорка, Чикаго, Питтсбурга, Филадельфии и Кливленда, множество других коллективов.
Люцернский фестиваль ведет свою историю с 1938 года, когда великий Артуро Тосканини основал здесь симфонический оркестр.
Репертуарную политику форума определяет его интендант Михаэль Хэфлигер. Фестивальная афиша пестрит яркими именами, нестандартными программами, отвечающими вкусам любой аудитории. Здесь и классические концерты, и современная академическая музыка, опера в концертном варианте, и многое другое.
Мотто фестиваля 2014 года – «Душа» («Psycho»). Вся программа посвящена памяти Клаудио Аббадо, бывшего долгие годы душой Люцернского фестиваля.
На открытии 15 августа концертом Люцернского фестивального оркестра в память о Клаудио Аббадо продирижировал Андрис Нельсонс, которому теперь доверено руководить Люцернским фестивальным оркестром. Думаю, это очень правильный и абсолютно верный выбор, ведь Нельсонс – глубокий музыкант и серьезная личность. Наряду с Фестивальным оркестром латвийский маэстро продирижировал Бирмингемским симфоническим оркестром.
В первом вечере прозвучали Пятый («Императорский») фортепианный концерт Л. Бетховена с Рудольфом Бухбиндером, а затем редко исполняемая Вторая симфония Эдуарда Элгара – произведение, покорившее публику яркой характеристичностью и оригинальным языком.
Еще одну изысканную программу Андрис Нельсонс представил на следующий день. Ее украшением стали произведения Р. Вагнера (арии и сцены из опер «Лоэнгрин» и «Тангейзер» проникновенно спел один из лучших немецких теноров современности Клаус Флориан Фогт) и Л. Бетховена (Седьмая симфония ля мажор).
В течение месяца в Люцерне выступили в общей сложности 15 лучших оркестров мира под управлением выдающихся дирижеров современности. Кроме того, днем проводились камерные концерты не только в Культурном центре Конгрессов, но и на других площадках города. Так, в церкви Святого Луки воскресным вечером исполнялась Месса № 6 ми бемоль мажор Ф. Шуберта при участии солистов, хора и оркестра музыкального колледжа Люцерна.
В последний день августа швейцарский форум посетил симфонический оркестр Мариинского театра во главе с маэстро Валерием Гергиевым. В концертном зале Конгресс-центра прозвучали произведения Рихарда Вагнера, Петра Ильича Чайковского и Фредерика Шопена. Во Втором фортепианном концерте фа минор польского романтика солировал лауреат первой премии XIV международного конкурса им. Чайковского Даниил Трифонов.
От тонкой рафинированной игры молодого пианиста, сопровождаемой деликатным аккомпанементом оркестра, было невозможно оторваться. Его искусное владение роялем, мягкое туше, безупречность пропорций формы просто изумляли.
Инкрустированные звучания парящих дивизий струнных во вступлении к опере “Лоэнгрин” Рихарда Вагнера, открывшем вечер, возникали словно из небытия. Экстатические хоралы духовых пленяли слух своей непосредственностью и благородством.
Кульминацией программы стало второе отделение. Такого внутреннего натиска, боли и отчаяния в Шестой “Патетической симфонии” П. И. Чайковского давно не приходилось наблюдать на концертах маэстро Валерия Гергиева, равно как и в других интерпретациях “симфонического реквиема” П. И. Чайковского.
Действительно, этот вечер оправдал все надежды! За четыре части симфонии были пройдены этапы человеческой жизни с ее бесконечными перипетиями. Оркестр играл на пределе эмоций с полнейшей самоотдачей, неукоснительно следуя за дирижером, вулканическая энергия которого распространялась через флюиды в зал. Публика слушала затаив дыхание, а последние такты трагического финала постепенно замерли с тихими и мерными пиццикато контрабасов, подобно последним ударам сердца…. И дальше – тишина, от которой никак не хотелось смиряться с последовавшим затем шквалом аплодисментов.
Оркестр Мариинского театра сменили гастроли Берлинского филармонического оркестра под управлением сэра Саймона Рэттла. В первой программе царила русская классика – Симфонические танцы С. Рахманинова и музыка балета И. Стравинского «Жар-птица» (редакция 1910 года). Однако кульминационным аккордом немецких музыкантов стал баховский вечер, когда в потрясающей сценографии Питера Селларса прозвучали «Страсти по Матфею».
К берлинским филармоникам в тот вечер присоединились артисты хора Берлинского радио, а также команда изумительных вокалистов: Камилла Тиллинг (сопрано), Магдалена Кожена (меццо-сопрано), финский тенор Топи Лехтипуу, а также Марк Пэдмор (в партии Евангелиста), Эрик Оуэнс (бас-баритон) и Кристиан Герхайер (в партии Иисуса).
Перед началом концерта режиссер и сценограф, создатель этой пространственной концепции воплощения баховских страстей на концертной сцене Питер Селларс рассказал о своем отношении к музыке И. С. Баха, а также о ее взаимосвязях с другими сферами искусства.
Амстердамский Королевский оркестр Консертгебау с Марисом Янсонсом снова гостил на Люцернском фестивале. В первой программе тура прозвучали произведения И. Брамса, Д. Шостаковича и М. Равеля. Голландский коллектив в очередной раз продемонстрировал свой невероятный фантастический звук и превосходную манеру игры.
В брамсовских “Вариациях на тему Гайдна” Марис Янсонс добился от оркестра удивительного чувства ансамбля и выразительности. А в Первой симфонии Д. Шостаковича, продолжившей концерт, чувствовался нерв напряжения и беспокойство. Маэстро Янсонс выстрадал буквально каждую ноту этого раннего опуса Шостаковича, музыкальный язык которого предвосхищает будущие творения Мастера.
Второе отделение было посвящено музыке Мориса Равеля. В Первом фортепианном концерте солировал давний творческий партнер по сцене Мариса Янсонса французский “аристократ” фортепиано – Жан-Ив Тибоде. В его интерпретации Концерт Равеля засверкал яркими импрессионистскими красками, при этом безупречный контакт солиста с оркестром не прерывался ни на секунду.
Подлинной вершиной вечера стала Вторая сюита из музыки балета Мориса Равеля “Дафнис и Хлоя”. Оркестр был здесь во всей своей красе: волшебство тембров, изысканная палитра красок и мастерство солистов очаровывали и пленяли слух. В “Вакханалии” – финальном танце оргия достигла окончательного апогея, и с последним аккордом Марис Янсонс буквально взлетел за дирижерским пультом, “растворяясь” в пиршестве гармоний равелевского шедевра.
Ретроспектива современной музыки – одно из важнейших и приоритетных направлений Люцернского фестиваля. Композиторами-резидентами Люцернского фестиваля 2014 года стали: кореянка Унсук Чин; Маттиас Пинчер (он возглавлял Молодежную Люцернскую академию), Хельмут Лахенман и Иоханнес Мария Штауд. В концертных программах смотра прозвучали несколько мировых премьер их сочинений.
По традиции на Люцернском фестивале выдвигается artiste etoile — «звезда». Их в этом году было двое: это – канадское сопрано Барбара Ханниган, специализирующаяся на исполнении музыки XX – XXI веков, а также выдающаяся японская скрипачка Мидори.
В серии «Дебют» участвовали молодые исполнители, среди которых: виолончелист, обладатель I премии XIV международного конкурса им. Чайковского Нарек Ахназарян; немецкая кларнетистка Аннелин ван Вов, одержавшая победу в 2012 году на знаменитом конкурсе ARD в Мюнхене; российская скрипачка Алина Ибрагимова, имя которой уже хорошо знакомо европейской музыкальной аудитории; норвежская трубачка Тине Тин Хельсет и пианистка из Малайзии Мей Йи Фу. Игру двух последних солисток мне довелось услышать в их дневных сольных концертах – на сценах Казино и в церкви Святого Луки.
Люцернский форум завершился выступлениями Венского филармонического оркестра под управлением Густаво Дудамеля. Один из вечеров был посвящен памяти Лорина Маазеля, который ровно год назад закрывал с прославленным коллективом этот фестиваль.
Виктор Александров, Люцерн (Швейцария), ClassicalMusicNews.ru