Пышные торжества по случаю X юбилейного оперного бала, который традиционно проводится каждую зиму в театре Semperoper Дрездена, продолжались в ночь с пятницы на субботу.
История проведений торжественных церемоний европейских балов уходит своими корнями в далекое прошлое.
Культурная богема Германии предавалась рождественским и новогодним увеселениям в великолепном здании Королевского Саксонского оперного театра, построенного архитектором Готфридом Земпером в 1841 году.
С той поры минуло уже большое количество времени.
С января 2006 года в здании Земпер-Опер вновь стали устраиваться зимние балы, благодаря инициативе их организатора и художественного руководителя Ханса-Йоахима Фрая.
Отличительной особенностью дрезденских танцевальных праздников является их массовость и демократичность.
Участниками этого ночного марафона становятся свыше десяти тысяч жителей и гостей саксонской столицы. Сам театр способен вместить примерно две тысячи человек, остальные же становятся соучастниками танцевальной феерии на площади у главного входа здания. Там расположены мониторы, по которым доступна трансляция многочасового действа, а также сцена с ведущими.
Прелюдией праздника стало торжественное вручение “Ключа от бала”, которым премьер-министр Саксонии Станислав Тиллич вместе с обер-бургомистром города и руководителями оргкомитета бала открыли под звуки фанфар ворота Земпер-Опер.
В это же время начали прибывать специальные гости, которые проходили по красной ковровой дорожке внутрь здания.
Примерно около 21.00 стартовала полуторачасовая музыкально-развлекательная программа с участием знаменитых музыкантов и популярных певцов (в этом году приглашенной звездой стал немецкий певец Роланд Кайзер).
В ходе церемонии состоялось торжественное вручение саксонских “Орденов благодарности” Оперного бала, ежегодно присуждаемых Земпер-Опер за выдающиеся заслуги в области культуры, спорта и политики.
Орден представляет собой фигурку Святого Георгия на коне, который копьем поражает дракона, олицетворяющего Зло. Награда изготавливается в дрезденской ювелирной мастерской как точная копия одного из наиболее драгоценных шедевров музея ” Gruene Gewoelbe” – статуэтки Святого Георгия – на фоне полотнища с девизом “а dverso Flumine” (“Против течения”).
Дрезденский оперный бал собирает представителей политической, артистической и бизнес-элиты не только Европы, но и других стран. В разные годы его почетными гостями были президент России Владимир Путин; королева Швеции Сильвия; Кристофер Ли, Катрин Денев, Жерар Депардье. В этом году гостями Дрезденского оперного бала стали гости из России, Австрии, Испании, Италии, Сенегала и многих других странах.
Орденом Святого Георгия был награжден Маки Салл президент Сенегала.
Многочисленные пары девушек и юношей в бальных платьях и черных смокингах вальсировали под музыку балетов П. И. Чайковского и танцевальных миниатюр австрийских композиторов.
На заднем плане сцены располагался оркестр Дрезденской Земпер опер, которым дирижировал итальянский маэстро Массимо Дзанетти.
Арии из опер прозвучали в исполнении солиста Дрезденской Земпер опер – баса Георг Цеппенфельд, а также сопрано из Мариинского театра Аида Гарифуллина. Республику Бурятия представляли артисты театра танца «Байкал».
Атмосфера праздника была торжественной и особенно теплой. Ложи ярусов театра освещались спектром всевозможных ярких оттенков.
Одним из главных событий Дрезденского бала стала мировая премьера нового сочинения “Die Festlische Chorale-Toccata” российского композитора и дирижера, художественного руководителя Приморского театра оперы и балета (Владивосток) Антона Лубченко.
Произведение было создано специально по заказу Дрезденского бала и посвящено 25-летию объединения Германии, а также 10-й годовщине восстановления Фрауэнкирхе в Дрездене. В качестве солиста выступил один из ведущих трубачей Германии Людвиг Гюттлер.
Антон Лубченко:
«По моему замыслу, четыре рояля в этом сочинении символизируют четыре крыла победителей: Россию, Великобританию, США и Францию, а хоральное звучание трубы – саму Германию, освобожденную от фашизма и возрожденную. Вообще выбор инструментального состава оказался довольно необычным, прежде всего с точки зрения инструментовки. Мне было очень интересно поэкспериментировать с немецкими стилями. Совершенно очевидно, что с одной стороны, произведение должно быть доступным и легким для восприятия, и которое бы вписывалось в атмосферу праздника, а с другой – не противоречило немецким традициям»
Антон Лубченко уже не первый год бывает на дрезденском празднике музыки. Дирижер признался, что в Европе очень высоко ценят российское искусство, в частности президент бала Ханс-Йоахим Фрай глубокий подвижник российской культуры на Западе.
Прошлой весной в столице приморья устраивался важный проект «Мосты культуры: Линц – Владивосток». Он получил широкий общественный резонанс и государственную награду в области событийного туризма.
Антон Лубченко:
«С 2010 года я ежегодно бываю на Дрезденском оперном бале. В этот раз вернулся сюда как композитор. Ханс Йоахим Фрай действительно большой энтузиаст своего дела, он фанатично предан российской культуре и ее продвижению на Западе.
Этот саксонский бал является определенным символом возрождения Дрездена. До войны светские церемонии здесь были не редкость. И вот Хансу Йоахиму Фраю удалось восполнить этот многолетний пробел, в частности восстановления Дрездена как одной из культурных столиц мира. Раньше же Саксония состояла из трех столиц: Лейпцига, Дрездена и Хемница. Немцы говорили в старину, что Хемниц – работает, Лейпциг – считает деньги, а Дрезден – празднует.
Дрезден действительно один из символов музыкальной культуры Германии. Здесь базируется один из старейших и уважаемых музыкальных коллективов страны – оркестр Дрезденской Штаатс капеллы, его возглавляет выдающийся маэстро Кристиан Тилеман.
Интерес к Дрезденскому балу проявляет практически вся общественность города. Мало кого из публики такой праздник способен оставить равнодушным. Буквально за три дня до субботней танцевальной ночи весь Дрезден только и живет этим балом»
Виктор Александров, Дрезден (Германия), ClassicalMusicNews.Ru