Лучший русский баритон, чей репертуар насчитывает более 30 ведущих оперных партий, сотни романсов русских и зарубежных композиторов, русские народные песни и песни военных лет, приехал в Екатеринбург с сольной программой, включающей в себя произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и Н. К. Метнера.
Творчество незаслуженно забытого композитора Николая Карловича Метнера давно привлекало внимание певца, и это имеет особое значение для Екатеринбурга.
Дело в том, что организатором первого «Метнер-фестиваля», в программе которого звучали фортепианные и вокальные произведения композитора, выступила именно Свердловская государственная академическая Филармония.
Екатеринбург – четвертый город мира, в котором, при поддержке МДМ-Банка, будет представлена новая программа Хворостовского. Общение с прессой сведено к минимуму: брифинг вместо пресс-конференции, очереди фотовспышек и регламентированное время.
Дмитрий Хворостовский подтянут, вежлив, спокоен, предпочитает профессиональные темы и не допускает вторжения в privecy.
“Опера – это не шоу. И жанр оперы будет жить до тех пор, пока есть люди, разделяющие это убеждение”,
— утверждает Хворостовский.
Его работа включает в себя Россию, он много гастролирует, но остается русским человеком, чьи дети прекрасно говорят и читают по-русски.
Слава пришла к нему из-за границы, что не является исключительно русской традицией, более того, в этом нет ничего дурного. Это просто стереотип человеческого восприятия, с которым имеет дело каждая будущая звезда.
Дело в том, что, с одной стороны профессия не имеет территориальной принадлежности, а с другой – поездки и опыт, полученный в других странах, являются отличным методом стимуляции, тем более, когда речь идет об академической музыке.
Но звездный статус налагает множество обязанностей, и долг публичного человека входит в этот круг. Что можно испытать, когда рядом с твоим именем периодически появляются слова, вроде: «национальная гордость», «бренд» и так далее? Гордость, иронию и еще какие-то чувства. И, на мой взгляд, главным из еще-каких-то-чувств является смирение.
Хворостовский не любит делиться никакими секретами, кроме секретов академического пения. Он не говорит о «дисциплине для голоса», диетах и чудодейственных лекарствах от звездной болезни.
Все это есть, но всегда лучше «делиться практическим опытом, а не учить. Нельзя влезать в чью-то технику. Ведь постановка голоса – тонкий, сложный и длительный процесс. И, чтобы петь в опере, необходимо долго учиться. И для того, чтобы понимать оперное искусство, необходимо учиться тоже».
Опера – это музей, это вымирающий жанр. Вряд ли можно сказать что-то после Верди или Чайковского, и, даже если появится что-то еще, это будет другой жанр. Но опера должна жить, и она будет жить, потому что эти партии написаны для человеческих голосов, и невозможно допустить утерю секрета мастерства оперного пения. А сделать это могут новые поколения публики и исполнителей, и… обращение к кинематографу.
Дмитрий Хворостовский:
“Кино… В этом будущее оперы. В Королевском оперном театре Ковент-Гардена хотели осуществить такой проект – транслировать оперную постановку прямо на экраны специальных кинотеатров – в США, Японии, в Европе…
Я с энтузиазмом отнесся к этому предложению. И более того, в прошлом году такой опыт состоялся. Оперу «Евгений Онегин» транслировали на экраны, и это имело огромный резонанс. В этом будущее оперы как жанра. К тому же опера, на мой взгляд, включает в себя элементы кино.
Другой путь развития оперы – нахождение «золотой середины» между репертуарным театром и приглашенными артистами. И в этом не только будущее, но и прошлое, ведь в конце XIX – начале XX века по Российской Империи гастролировало множество итальянских групп. И мобильность может пойти опере только на пользу.
Дмитрий Хворостовский следит за молодыми талантливыми певцами и помогает им. Но он не считает, что должен заниматься только оперой. Ведь жизнь полна сюрпризов, и проекты, связанные с этникой, роком или попом могут оказаться интересными, но главное, чтобы эти проекты совпадали с возможностями.
Дмитрий Хворостовский любит этническую музыку, в особенности – русский фольклор и литургическая музыка. Сейчас, совместно с Академией Хорового Искусства, готовится программа литургической музыки, и я очень надеюсь, что Екатеринбург попадет в гастрольный тур, и екатеринбургская публика снова услышит отличную музыку и великолепный вокал, которые заставят нас страдать. Потому что музыка и вокал – это искусство, а не жевательная резинка.
Наталья Машьянова, ТАСС-Урал