11 декабря 2017 года в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича состоялась мировая премьера поэтории Виктора Плешака «Страсти по революции 1917 года» для чтеца, четырех солистов, органа, смешанного хора и русского оркестра.
Либретто написано композитором по историческим документам и фольклорным источникам того грозового времени, стихам русских поэтов — современников революции: А. Блока, М. Горького, М. Волошина, С. Есенина, В. Маяковского, В. Соловьёва, М. Цветаевой.
В девяти частях поэтории (оратории с партией чтеца) повествуется об этапах революции — от февральской эйфории свободы после отречения царя до октябрьской революционной диктатуры, анархии и братоубийственной Гражданской войны.
«Буревестник» — пролог-предчувствие грядущих разрушительных перемен. «Последний бал», «Отречение», «Стихия» — завязка трагедии, прощание с прежним миром, начало революционного круговорота.
В последующих частях: «Октябрь семнадцатого года, «Костры революции» — дано развитие событий до апофеоза стихий разрушения и хаоса («Ничего не жаль», «Огненные годы»).
Итоговая девятая часть «Солнце любви» — призыв к примирению и созидательному миру. После молитвенного хора а капелла «Всё, кружась, исчезает во мгле, неподвижно лишь солнце любви» (стихи В. Соловьёва) солирующая труба играет светлую, надмирно парящую гимническую мелодию. Ликующие возгласы хора и солистов «Да сияет солнце любви!» завершают поэторию в ослепительном ре мажоре.
Успешно применив свой богатый опыт песенного и театрального композитора, Плешак создал драматическое повествование, в котором зазвучали голоса белых и красных, революционеров и анархистов, поэтов, казаков и бесшабашных матросов.
«Для воплощения этой темы я обратился к жанру страстей как к многозначному явлению в судьбах народа и каждого из нас. “Страсти по русской революции 1917 года” посвящены 100-летию этого события, в корне изменившего ход русской и мировой истории»,
— рассказал композитор.
В поэтории слышны интонационно-жанровые, стилистические отзвуки музыки минувшего столетия: народных плачей и частушек, церковных песнопений, революционных и советских массовых песен, произведений А. Гречанинова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, В. Гаврилина.
Композитор умело выстроил драматургическую канву и мастерски решил музыкально-художественные задачи, сочинив выразительные монологи и ариозо, разнообразные хоровые эпизоды, красочные оркестровые интермеццо.
В ностальгическом вальсе, тревожных маршах, гротесковых и пародийных плясках раскрывается глубинный смысл поэтических строк, спетых солистами, хором или прочитанных чтецом.
Музыкальный проект композитор осуществил, опираясь на творческую поддержку своих верных единомышленников и постоянных исполнителей — Государственного академического русского оркестра имени В. В. Андреева во главе с народным артистом России Дмитрием Хохловым; хора студентов Санкт-Петербургской консерватории (художественный руководитель народный артист России Валерий Успенский); чтеца, народного артиста России Сергея Новожилова.
В поэтории великолепно солировали молодые певцы: лауреаты международных конкурсов Светлана Москаленко (сопрано), Александр Михайлов (тенор), Сергей Романов (баритон), Юрий Власов (бас). Партию органа исполнила лауреат международных конкурсов Елизавета Панченко.
В год 100-летия русской революции Виктор Плешак создал содержательную музыкально-историческую композицию на актуальную, животрепещущую тему и сочинил яркую, динамичную партитуру. Ведь мы воспитаны на советских оценках революции и сейчас нам так же непросто, как и в 1917-м!
Слушая поэторию Плешака, невольно вспомнились картины Б. Кустодиева «Убийство царского генерала», «Большевик», запечатлевшие стихийность революционных событий и бесконтрольность революционных отрядов. Композитор «услышал» горестные думы о революции великих деятелей русской культуры и смог эмоционально и чутко откликнуться на них столетие спустя.