Церемония награждения лауреатов и дипломанта II Всероссийского музыкального конкурса по специальности оперно-симфоническое дирижирование и Гала-концерт лауреатов состоялись 29 ноября 2015 года в концертном зале им. П. И. Чайковского.
На фоне Академического симфонического оркестра Московской филармонии сидели члены жюри: Юрий Симонов (председатель), Валерий Ворона, Юрий Кочнев, Анатолий Левин, Евгений Самойлов, Александр Скульский, Владимир Стачинский. Разъехались по домам Михаил Гантварг, Александр Дмитриев, Томас Зандерлинг и Сергей Ролдугин.
Награждение производил Юрий Симонов. Вёл всё мероприятие Пётр Татарицкий.
После вручения наград несколько слов сказал Юрий Симонов. Он попытался объяснить, почему не была присуждена первая премия, и пустился в рассуждения о сложности дирижерской профессии. Юрий Иванович отметил, что не зря дирижирование называют профессией второй половины жизни.
Маэстро Симонов заметил, что проявить себя молодым музыкантам-инструменталистам много легче, чем молодым дирижёрам. По его словам профессия дирижёра стоит из трёх компонентов – он назвал их талантами.
Первый – это музыкальный талант, когда ты не только знаешь музыку, а искренне любишь её. Без любви музыки в этой профессии невозможно – заменить ее нечем, даже самой блестящей технологией. По словам Юрия Симонова
«Не любящий музыку дирижер ничего не может дать оркестру кроме слов о музыке».
Вторым Симонов назвал дирижёрский талант. Под этим он подразумевал энергию, исходящую от дирижёра, его темперамент. И третьим Симонов считает мануальный талант. Это руки, корпус, но, в первую очередь, это глаза. Это механизм, который передает оркестру энергию дирижера, его искреннюю любовь к музыке.
Юрий Иванович сказал, что все четверо финалистов имеют все эти три таланта, но в разной степени и в разных пропорциях. И они еще не могут полностью соединить их в одно целое.
Кроме того, в отличие от инструменталистов, которые имеют свой инструмент дома и имеют возможность играть на нём когда угодно и сколько угодно, инструмент дирижера это оркестр, который домой не принесешь. А получить доступ к оркестру молодому дирижёру удается нечасто.
Юрий Иванович отметил, что колоссальную работу проделала комиссия по предварительному отбору участников по видеозаписям. В нее входили семь членов жюри: Юрий Симонов, Валерий Ворона, Юрий Кочнев, Анатолий Левин, Евгений Самойлов, Александр Скульский и Владимир Стачинский. Всего на участие в конкурсе поступила 71 заявка, а оставить можно было только 20 человек. Юрий Иванович просмотрел видеозаписи еще до начала работы отборочной комиссии. Видеозаписи всем составом комиссии просматривались по нескольку раз.
По завершении церемонии награждения начался гала-концерт лауреатов. Первой в концерте прозвучала увертюра к опере К-М. фон Вебера «Оберон», которой дирижировал дипломант конкурса Александр Андрианов. Затем Тимур Зангиев исполнил весьма сложную в ритмическом отношении увертюру Рихарда Штрауса «Дон Жуан» ор. 20. В гала-концерте эта увертюра у Зангиева прозвучала интереснее, чем на конкурсе – появилась бóльшая свобода и раскованность.
Во втором отделении Алексей Рубин продирижировал увертюрой к опере Вагнера «Тангейзер». Завершил гала-концерт Валентин Урюпин блестящим исполнением «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля.
Хочу отметить особую благожелательность членов жюри, которые во время конкурса безотказно беседовали с конкурсантами в антрактах и после прослушиваний.
Очень порадовала доброжелательность, с которой общались между собой конкурсанты, обсуждая детали интерпретации своих и чужих партитур. Многие из конкурсантов слушали своих коллег буквально перед самым своим выступлением. Да и вообще, на конкурсе царила общая атмосфера доброжелательности.
Видеозапись концерта можно посмотреть на сайте МГАФ.
Владимир Ойвин