Во вторник, 8 ноября 2016 года, на Исторической сцене Большого театра состоялся вечер-посвящение Галине Вишневской.
25 октября исполнилось 90 лет со дня рождения выдающейся оперной певицы.
Именно с Большим театром связан пик ее творческой карьеры: более 20 лет жизни и более 30 ролей — Аида, Виолетта, Тоска, Чио-Чио-сан, Катарина Измайлова, Франческа да Римини, Полина, Марфа, Лиза, Наташа Ростова, Татьяна Ларина…
«Я безумно люблю тебя, ты был для меня всем — мужем, сыном, любовником и братом. Никому на свете не отдавала я столько любви и страсти, как тебе. Эти чувства я отнимала от детей, от мужа и безоглядно несла тебе все — свою молодость, красоту, свою кровь и силу. И ты, ненасытный, все брал».
Так Галина Павловна характеризовала свое отношение к Большому театру.
В Большой театр Галина Павловна пришла случайно — по объявлению. И, к удивлению близких, прошла конкурс. Почти тут же она вошла в касту ведущих солистов. Каждый выход Вишневской на сцену становился событием.
Великая артистка прожила великую жизнь. Лирическое сопрано на сцене, вне ее она была драматическим голосом эпохи. Свою правду и в жизни, и в искусстве она всегда отстаивала без страха и упрека, часто идя по лезвию ножа.
«В молодости еще можно найти в себе силы безропотно принимать с юмором тычки и затрещины, но с годами, когда внутреннее зрение становится безжалостным, жизнь бесстыдно обнажается перед тобой и в уродстве своем, и в красоте»,
— однажды заметила Галина Павловна.
Этот концерт в Большом организовала старшая дочь знаменитой супружеской четы Ростропович — Вишневская Ольга Ростропович, вложив массу труда, таланта и любви. В антракте она передала Большому театру бюст Галины Вишневской работы скульптора Александра Рукавишникова.
«Не надо произносить никаких громких слов. А просто сказать два слова: «Галина Вишневская», и каждому человеку ясно, что это имя неразрывно связано с этим домом»,
— принимая дар, заметил генеральный директор Большого Владимир Урин.
Еще месяц этот бюст можно будет увидеть на выставке, развернутой в экспозиционных залах Большого, где собраны редкие фотографии, сценические костюмы, старые афиши, программки, а еще личные вещи, награды и подарки, преподнесенные легендарной артистке.
Сохранилось далеко не все. После того как в 1974 году, когда Галина Вишневская и Мстислав Ростропович покинули СССР, многое связанное с ними было уничтожено во всех советских архивах. Так, например, сегодня крайне трудно найти записи спектаклей Большого театра с участием Вишневской.
На сцену Большого в торжественном концерте вышли вместе и звезды, и те, кто еще только начинает свой творческий путь. Мария Гулегина, Юлия Герцева, Бадри Майсурадзе, Маквала Касрашвили, которая не только подхватила как падающее знамя репертуар Галины Вишневской, когда певица оказалась персоной нон-грата в родном театре, но даже выходила с ней вместе в спектакле «Пиковая дама».
Выступали и зарубежные гости — итальянский тенор Фабио Сартори, сербский баритон Желько Лучич, немецкий бас Рене Папе, а также лучшие ученики Вишневской — солисты Большого театра Агунда Кулаева, Олег Долгов, Эльчин Азизов и солистка «Новой оперы» Ирина Морева.
За дирижерским пультом оркестра Большого театра стоял его руководитель Туган Сохиев. Звучали шедевры русской и итальянской оперы.
На душе было и грустно, и светло: Галина Вишневская своей жизнью и своим творчеством задала очень высокую планку потомкам.
Ольга Ростропович, художественный руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской:
“Мама хотела, чтобы я продолжала ее дело. Этот концерт — встреча с Вишневской, с ее памятью, ее духом и ее энергией. Сердце Галины Вишневской — здесь, с нами. Мама всегда говорила, что сцена — это святое место, а профессия оперного певца — тяжелый труд. И главное для меня — ни на шаг не отклониться от пути, определенного Галиной Павловной, выполнить ее духовное завещание.”
Мария Бабалова, “Вечерняя Москва”