В Московском театре мюзикла 12 октября 2016 состоялась премьера необычного спектакля «Принцесса цирка», поставленного по мотивам одноименной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана (1882-1953).
Театр, который возглавляет высокопрофессиональный театровед, доктор искусствоведения, профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Государственного института театрального искусства Михаил Швыдкой, решив сломать все стереотипы, превратил хорошо знакомую оперетту «Принцесса цирка» в оригинальное зрелище, в котором соединилось несколько жанров: оперетта, мюзикл, танцы и современное цирковое направление nouveau cirque.
Но основным действующим лицом в нем, как по волшебной палочке, оказался всамделишный цирк с его головокружительными трюками. Поэтому осуществлением постановки занималась команда известной на весь мир монреальской театрально-цирковой труппы, а попросту цирка-театра «7 пальцев» из Канады, с которым Московский театр мюзикла сотрудничает не первый год.
Например, в прошлом году на его сцене с аншлагами проходила постановка этого коллектива под названием «Кухня. Откровения», а годом ранее – спектакль «Следы».
Авторами новоиспеченного либретто стали один из создателей и руководитель театрально-цирковой компании “7 пальцев” Себастьян Солдевилья; арт-директор Московского театра мюзикла, заслуженная артистка России, доцент Театрального института имени Бориса Щукина Марина Швыдкая, являющаяся одновременно художественным руководителем курса Щукинского института, набранного по заказу Театра мюзикла, выпуск которого состоится в 2017 году. А также автор многих музыкальных хитов, бард, актер, режиссер и продюсер Алексей Иващенко.
Режиссеры-постановщики: Себастьян Солдевилья и Марина Швыдкая. За постановку танцев отвечали Женевьев Дорион-Купал из Канады и Наталья Терехова. За визуальное оформление красочного спектакля – канадские художники: Оливье Ландревиль (декорации), осуществивший уже более сотни театральных и телевизионных проектов в разных странах мира, и Эрик Шампу (свет). За костюмы – художник-постановщик Большого Санкт-Петербургского государственного цирка, лауреат Государственной премии «Цирк» Ника Велегжанинова.
Небезынтересно, что первые репетиции спектакля проходили в Канаде, мировом центре современного цирка.
В главной роли Теодоры Вердье выступает Юлия Вострилова, с которой мы познакомились еще в июле в Большом зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, где она в составе ансамбля «Questa musica» исполняла сложнейший Хоровой концерт Альфреда Шнитке — Хор а капелла в четырех частях на стихи Григора Нарекаци (951-1003) из “Книги скорбных песнопений” (перевод Н. Гребнева).
И не случайно: она выпускница Московского городского педагогического университета и Академического музыкального училища при Московской консерватории (дирижерско-хоровое отделение). А в 2013-м окончила целевой курс по специальности «Артист музыкального театра», открытого в Театральном институте имени Бориса Щукина совместно с театром «Московская оперетта» (художественные руководители народный артист России Евгений Князев и заслуженный деятель искусств России Владимир Тартаковский). Хотя, – по словам Юлии, – только половина курса пошла в этот театр, а остальную часть, прошедшую кастинг, приняли в Московский театр мюзикла под руководством Михаила Швыдкого.
Так что в «Принцессе цирка» с ней выступали ее однокурсники: Екатерина Новоселова (Мари Латуш) и Денис Котельников (Тони Бонвиль). В роли Каролины Бонвиль, матери Тони, с большим чувством юмора выступил Алексей Колган, которого по голосу и телодвижениям на самом деле нельзя было отличить от настоящей, пышущей неукротимым задором, женщины.
В роли комичного Пиликана предстал заслуженный артист России, заведующий кафедрой актерского мастерства Театрального института имени Б. Щукина Павел Любимцев. Другие партии исполняли Андрей Вальц (барон Гастон де Клермон) и Оксана Костецкая (Агнесса де Сетюр). Ефим Шифрин, безусловно одаренный эстрадный актер, до неузнаваемости преобразился в коварного Пуассона.
И, наконец, с образом легендарного Мистера Икса прекрасно справился актер Максим Заусалин, знакомый по многим мюзиклам театра: «Растратчики», «Преступление и наказание», «Всё о Золушке» и даже мюзиклу «Звуки музыки» (2011), где он выступал с Екатериной Гусевой.
Но здесь, ко всему, ему пришлось петь волнующую до дрожи коронную арию Мистера Икса, ассоциирующуюся всегда с ее проникновенным и неподражаемым исполнением народным артистом СССР Георгом Отсом.
При этом канадский режиссер Себастьян Солдевилья придумал для загадочного героя в черной маске «смертельный» цирковой трюк, который зрители смотрели, не отводя глаз и затаив дыхание. Даже фотографировать его было нельзя. А выполнил его, поднявшись ввысь, под купол импровизированного цирка, без страховки, по многочисленным, казалось накренившимся стульям, 38-летний профессиональный акробат Андрей Кольцов. Он воспитанник московской школы ЦСКА, мастер спорта по спортивной гимнастике, единственный в мире исполнитель многих уникальных трюков, впоследствии носящих его имя.
Но на этот раз он, по его признанию, воспроизводил трюк «великого и несравненного» Василия Деминчукова, автора и единственного в мире исполнителя неповторимого номера «Эквилибр на стульях», которым в начале 90-х годов заканчивались все спектакли всемирно известного цирка «Cirque di Solei». Правда, в «Принцессе цирка» оказалось много уникальных номеров, которые вместе с солистами Московского театра мюзикла выполняли профессиональные цирковые артисты.
… Но главным событием на прогоне и на первом представлении «Принцессы цирка» – мюзикла нового поколения, было то, что в зале находилась младшая дочь Имре Кальмана – Ивонн Кальман.
Ее мать, Вера Макинская, русская, из Перми, еще девочкой в 1917 году была вывезена в Европу, А познакомившись там позднее с Ирме Кальманом, который был старше ее почти на 30 лет, покорила не только его нежное сердце, но и стала ему верной женой и матерью их троих детей…
Отрадно, что, несмотря на солидный возраст, энергичная Ивонн (Ивонка) Кальман приехала из Мексики, где она живет, и искренне, с горящими от восторга глазами, призналась в том, что здесь, в театре, она оказалась для того, чтобы поддержать прекрасную постановку.
«Я счастлива, взволнованна и очень рада за Москву, где есть большое количество шоу, а такого еще нет. Тем более, что это уникальное шоу подходит для разных поколений зрителей: для детей, их мам и бабушек – для всех».
А на вопрос о ее профессии, Ивонн ответила:
«Я люблю и спасаю животных. У меня 16 собак, многие из которых подобраны на улице. И еще бесчисленное количество кошек. Но моя основная профессия – музыка моего отца, которую я пропагандирую, когда езжу по миру, чтобы ее не могли забыть …».
Алла Буловинова