На XVII Международном музыкальном фестивале “Пражская осень” друг друга сменяют первоклассные европейские коллективы и дирижеры, среди них оркестры под управлением Валерия Гергиева и Александра Лазарева.
На этой неделе в пражском зале “Рудольфинум” успешно выступила Государственная академическая cимфоническая капелла России вместе со своим руководителем Валерием Полянским.
Предыдущий сезон стал для капеллы Полянского юбилейным: 35-летие хора и 50-летие оркестра, при слиянии которых в 1991 году возник этот коллектив.
Новое приглашение на “Пражскую осень” – еще один юбилейный подарок, признание заслуг капеллы и ее шефа, попавших здесь в достойную компанию: Дрезденская штаатскапелла, Роттердамский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Венского радио. На фестивале также выступят Бамбергский симфонический оркестр и Симфонический оркестр Кельнского радио с Семеном Бычковым за пультом.
“Пражская осень” завершится 1 октября. Последние концерты отданы Шотландскому оркестру ВВС и молодому талантливому дирижеру Илану Волкову. Среди участников форума: пианисты Леон Фляйшер и Элен Гримо, гобоист Альбрехт Майер, скрипачи Франк Петер Циммерманн и Леонидас Кавакос.
Фундамент программы фестиваля – золотой фонд симфонической классики: Бетховен, Брамс, Брукнер, Малер, Сибелиус, Штраус. Первый и последний вечера посвящены чешской музыке, но этим ее присутствие в концертах практически исчерпывается.
Зато еще три национальные школы представлены более или менее в равной степени: французская, английская, русская. Cочинения Берлиоза, Массне, Дебюсси, Равеля звучат на протяжении всего фестиваля, причем наравне с французскими музыкантами их исполняют и чехи, и англичане. С британской классикой дело обстоит не хуже – играют Бриттена и Элгара, а также Уолтона и Воан-Уильямса.
Наконец, несколько вечеров русской музыки: Александр Лазарев дирижирует Глинкой, Балакиревым и Чайковским, Валерий Гергиев – Мусоргским и Римским-Корсаковым. А Валерий Полянский предложил широкую панораму отечественной оперы плюс цикл сочинений Прокофьева.
Любовь к Прокофьеву Полянский, вероятно, унаследовал у своего учителя Геннадия Рождественского. Во всяком случае, в Праге маэстро еще раз доказал, что Прокофьев – абсолютно его композитор. Четыре года назад капелла отметила 50-летие со дня смерти Прокофьева несколькими программами. Тогда дважды звучал Третий фортепианный концерт, который теперь привезли и на “Пражскую осень” (солировал Александр Гиндин). Впрочем, более ударными номерами оказались сюиты из оперы “Любовь к трем апельсинам” и балета “Ромео и Джульетта”.
Было бы неверно сказать, будто оркестр сыграл на пределе возможностей: он сделал гораздо больше. Легкое, воздушное cкерцо из “Апельсинов”, великолепные деревянные духовые в “Монтекки и Капулетти”, отличная работа ударных в “Смерти Тибальда” – прокофьевский вечер, несомненно, стал одним из событий фестиваля.
Оперная программа произвела не меньшее впечатление: звучали фрагменты из “Князя Игоря”, “Чародейки”, “Черевичек”, “Бориса Годунова” и “Сорочинской ярмарки”. Хор капеллы сейчас гастролирует за океаном, поэтому на помощь пришел Словацкий филармонический хор.
За несколько репетиций артисты двух коллективов достигли удивительного взаимопонимания: хор не только великолепно пел по-русски, но и точно передавал настроение, мрачное в сценах из “Бориса Годунова”, дьявольски веселое в “Сонном видении парубка” из “Сорочинской ярмарки”. Парубка, которому приснилась чертовщина, прекрасно спел Олег Долгов, позже блеснувший во фрагменте “Черевичек”, а особый успех у публики снискал Александр Киселев, представший в образе царя Бориса.
Пражские гастроли капеллы закончились, а триумф русской музыки в столице Чехии продолжается.