В рамках Года российского кино Большой симфонический оркестр под руководством Владимира Федосеева дал концерт, посвященный 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева.
Были исполнены два знаковых произведения композитора: Седьмая симфония и оратория «Иван Грозный» в редакции маэстро Федосеева. Видео-сопровождением послужили кадры фильма Сергея Эйзенштейна, которые демонстрировали на большом экране.
В роли чтеца выступил народный артист России Алексей Петренко.
Концерт начинается с произведения, завершившего творческий путь Сергея Прокофьева – Седьмой симфонии. Ее премьера состоялась за пять месяцев до смерти композитора – 11 октября 1952 года. Современники вспоминали, что таким счастливым, как в тот день, они Прокофьева не видели никогда. Романтичная, легкая, сказочная – Седьмая симфония примирила «непослушного гения» с режимом, публикой, коллегами.
«Великая музыка, столько в ней русской души, русского простора, русской природы. Стоишь, дирижируешь, думаешь – Господи! Закрою глаза – а мне Россия кажется…»
– признался художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, народный артист СССР Владимир Федосеев.
«Иван Грозный» Прокофьева – оратория для чтеца, хора и оркестра. Правда, композитор такого произведения не создавал.
Вместе с кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном он работал исключительно над музыкой к кинофильму «Иван Грозный». Самостоятельным произведением оратория стала лишь спустя восемь лет после смерти композитора. В редакцию дирижера Абрама Стасевича вошла не только музыка из фильма, но и фрагменты, не использованные в картине, сценарий и текст монологов Эйзенштейна.
В 1996-м году в Большом зале Московской консерватории прозвучал новый «Ивана Грозный» – в редакции уже Владимира Федосеева. Ключевую роль в оратории он отвел чтецу.
«В этой оратории певцы должны петь, но я сделал так, зная, что Петренко сам поет неплохо. Поэтому в одном образе все – он и поет, и читает, и играет»,
– пояснил Владимир Федосеев.
Этот концерт – дань уважения двум гениям: Прокофьеву и Эйзенштейну. Игру музыкантов сопровождает показ фрагментов фильма «Иван Грозный». Композитор писал о режиссере:
«Его почитание музыки было так велико, что он готов был «подтянуть» пленку вперед или назад, лишь бы не нарушить целостности музыкального отрывка».
Самого же Эйзенштейна удивляла способность Прокофьева мгновенно улавливать сущность кинообразов и переводить их на язык музыки.