Символом уходящего года стали юбилеи двух оперных титанов мирового музыкального искусства: Рихарда Вагнера и Джузеппе Верди.
Мариинский театр считается единственным оперным домом в России, где наиболее полно и разнопланово представлен оперный репертуар обоих композиторов. За последние несколько сезонов афишу театра украсили немало премьер опер Вагнера и Верди.
Очередная серия декабрьских мероприятий Мариинского театра посвящена оперному творчеству Джузеппе Верди: 13 спектаклей – 8 опер композитора, включая концертное исполнение Реквиема с участием ведущих солистов труппы и приглашенных звезд.
Несколько дней назад на Новой сцене Мариинки состоялась премьера «Отелло» (режиссер спектакля – Василий Бархатов, художник-постановщик – Зиновий Марголин). И вот за несколько дней до Нового года еще один вердиевский подарок оперным меломанам – «Трубадур».
Сценическая судьба этой оперы итальянского композитора в Мариинском театре отмечена выдающимися именами: режиссера Сергея Радлова, художницы Валентины Ходасевич и дирижера Владимира Дранишникова (спектакль 1933 года), певиц Галины Ковалевой (Леонора) и Ирины Богачевой (Азучена), которые участвовали в новом сценическом воплощении «Трубадура» 1971 года.
В премьерных спектаклях 27 и 31 декабря задействованы лучшие исполнительские составы с участием звезд мировой оперы: Анны Нетребко и Татьяны Сержан (в партии Леоноры). В остальных ролях заняты – Екатерина Семенчук и Ольга Савова (Азучена); Владислав Сулимский и Роман Бурденко (Граф ди Луна); Ованес Айвазян и Ахмед Агади (Манрико).
Музыкальный руководитель и дирижер премьеры маэстро Валерий Гергиев пригласил на постановку “Трубадура” одного из самых авторитетных оперных режиссеров Италии Пьера Луиджи Пицци, который в этой работе выступил также сценографом и художником по костюмам совместно со своим коллегой Массимо Пицци Гаспароном.
С Пьером-Луиджи Пицци Валерий Гергиев познакомился несколько месяцев назад в Астане на открытии нового театра, где дирижировал его сценической версией «Аттилы» Джузеппе Верди. Творческие контакты сравнительно быстро обернулись яркой совместной работой – премьерным спектаклем на новой сцене Мариинки.
Пицци сотрудничал со многими театрами мира. Его режиссерский дебют состоялся в 1977 году на сцене туринского Театра Реджио в опере В. А. Моцарта «Дон Жуан». Однако, любовь к итальянской опере, в частности к творчеству Верди всегда волновала режиссера. С момента предыдущего обращения к «Трубадуру» (Миланский Ла Скала, 1972 год) прошло уже много времени, нынешняя постановка в Мариинке – уже шестой «Трубадур» для Пицци.
Итальянскому режиссеру есть что сказать в своем новом спектакле, рассчитанному специально для Второй сцены Мариинского театра с ее невероятным мультимедийным пространством и арсеналом технических возможностей.
Пьер Луиджи Пицци:
«В современном оперном мире уже нельзя делать такие спектакли Верди как в те времена, когда он был жив. И, в то же время, я убежден, что историческая среда, соответствующая романтической эстетике сюжета, обязательно должна сохраняться.
По моему мнению, «Трубадур» – образец вердиевской мелодрамы, точка отсчета для многих композиторов XIX века. Совершенство музыкальной формы оперы, увлекательный сюжет, яркие хоровые фрагменты, необыкновенная красота мелодий позволяют Верди с невероятной силой передать человеческие страсти: любовь, ненависть, ревность, месть, смерть. Эта опера вызывает у меня сильные чувства, и я хотел бы передать это благородное волнение публике».
В постановке Пицци доминируют красные и черные цвета, костюмы персонажей спектакля символизируют отражения роковых страстей, безумной любви и пылкой драмы чувств.
Пьер Луиджи Пицци:
«Мне важно было максимально сконцентрироваться на психологии героев спектакля. Главное – не испортить драматизма Верди, а потому никаких сценических ноу-хау: на сцене только черные драпировки и красные плащи. Красный – это цвет страсти, а Трубадур – противостояние любви и смерти с разных сторон».
Впечатляет исполнительский состав первого спектакля: мятежную цыганку Азучену чувственно и ярко сыграла меццо-сопрано Екатерина Семенчук, в партии трубадура Манрико успешно выступил армянский тенор Ованес Айвазян, в роли Графа ди Луна – баритон Владислав Сулимский.
Подлинная королева вечера – оперная дива Анна Нетребко. В последнее время певица все чаще обращается к партиям вердиевских героинь, для которых характерен густой драматичный тембр голоса. Анна уже спела Жанну д Арк на Зальцбургском фестивале, впереди еще Леди Макбет. А пока – Леонора. Ее страстная и мятущаяся героиня способна пожертвовать жизнью во имя спасения любимого.
Анна Нетребко:
«Женщина средневековая, влюблённая, жертвующая. Такого в нашей жизни уже не бывает. Я не могу сказать, что она мне близка как-то, но, что меня больше всего привлекает, это, конечно, музыка. Музыка великолепная, одна из самых красивых и в то же время трудных партий, написанных Верди для сопрано. Но мне это нравится! Постановка замечательная, очень хороший состав певцов.
Впереди у меня премьера «Трубадура» на Зальцбургском фестивале, буду участвовать и в новой версии Метрополитен опера. В общем, Леонора – это та партия, которую я буду исполнять еще в течение нескольких лет».
Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева не всегда чутко и бережно аккомпанировал солистам, временами не достигая необходимого баланса и темповой уравновешенности.
Впрочем, в массовых сценах с участием хора театра дело обстояло намного позитивнее. И здесь были как раз на пользу энергия и харизма Валерия Гергиева, которой подзаряжались все участники действа, что, несомненно, усиливало общий тонус спектакля.
Валерий Гергиев:
«Трубадур» стал первой оперой Джузеппе Верди, которую мне, как дирижеру-стажеру, доверили еще тогда в Кировском театре (это был 1978 год). Сейчас в моем репертуаре едва ли не все оперы Верди. Но «Трубадур» остается произведением, к которому я испытываю определенный интерес, даже в какой-то степени и азарт. Надеюсь, что этот спектакль украсит репертуар Мариинского театра».
Оперой «Трубадур» завершится юбилейный год Верди в Мариинском театре.
31 декабря премьерным спектаклем на Новой сцене продирижирует маэстро Валерий Гергиев.
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.ru