«Чайковский. Pro et Contra» – новый спектакль Бориса Эйфмана, посвященный жизни и творчеству его любимого композитора сегодня представляют на сцене Александринского театра.
Произведение в жанре хореографической психодрамы – далеко не единственное в творческой биографии балетмейстера. Первую психодраму Эйфман поставил в 1993 году, и она тоже была о Чайковском.
Чайковский для Бориса Эйфмана – имя особенное. На музыку этого гения балетмейстер поставил свои знаковые спектакли: «Идиот», «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Красная Жизель». На этот раз Эйфман размышляет о трагических мотивах биографии самого композитора.
«Мировая скорбь в его “Патетической” симфонии – почему так произошло? Мы пытались понять его внутренний мир, мир его жизни, и как это сублимировалось в его творчестве. У каждого художника внутри находится и бог, и дьявол, и это борьба и светлых, и темных сил»,
– прокомментировал худрук Санкт‑Петербургского государственного театра балета, народный артист России Борис Эйфман.
В новой работе Борис Эйфман пытается проникнуть в стихию творческих мук Чайковского. Истории персонажей его опер и балетов переплетаются с фактами биографии их создателя. Двойник композитора предстает в спектакле в образах Ротбарта, Дроссельмейера, Онегина и Германа. Покровительница Чайковского Надежда фон Мекк оборачивается в балете то Пиковой дамой, то Феей Карабос.
«Там включено много эмоциональных состояний героя: это и поиск, и мучение, и боль, и ревность»,
– рассказал солист Санкт‑Петербургского государственного театра балета, заслуженный артист России Олег Габышев.
Новая постановка, как и все, за что берется маэстро, обещает быть успешной. Сюжет прозрачен, поступки персонажей искренни и понятны, главный герой вызывает сочувствие и восхищение одновременно. Да и как может быть иначе, если Петр Ильич Чайковский – автор бессмертной музыки, которая продолжает звучать во всем мире?