Белгородская публика, ожидавшая от второго фестивального дня ярких музыкальных открытий и сюрпризов, получила их сполна.
Чего стоила только одна из премьер – специально написанное для фестиваля канадским пианистом-виртуозом Мэтом Херсковицем произведение, которое так и называется – «BelgorodMusicFest».
Его он исполнил совместно с камерным оркестром филармонии Mezzo Music. Примечательно, что аранжировщик, номинант премий Грэмми и Оскар, Мэт Херсковиц половину всех исполняемых на белгородской сцене произведений подготовил специально для этого вечера.
Классика а ля джаз – такого в Белгороде ещё не слышали! Смелые джазовые аранжировки этюдов Баха, Шопена и Шумана, способные шокировать ортодоксов, были с восторгом приняты белгородской публикой. Вот где во всю ширь проявились блестящая техника и неповторимая, поистине уникальная манера игры Херсковица, заставляющая говорить о себе музыковедов всего мира.
Ещё одно без преувеличения «потрясение» этого вечера – произведение, авторами которого стали гость фестиваля Мэт Херсковиц, виолончелист, арт-директор регионального Фонда развития классического музыкального искусства Борислав Струлёв и… митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.
По собственному признанию музыкантов, они обработали глубокий блюз главы местной Епархии за одну ночь. «Музыкальное приношение», а именно так назвали музыканты свой опус, зал встретил овацией.
Сложнейший по исполнению этюд Сергея Прокофьева, который музыканты мира негласно называют «Местью Прокофьева всем пианистам», Мэт Херсковиц представил вниманию белгородской публики в своей собственной обработке. Это была своеобразная месть Сергею Прокофьеву.
Один из фрагментов этого произведения музыкант виртуозно сыграл, не использовав клавиш – прямо на струнах открытого рояля. Энергичное, пульсирующее, наполненное гаммой эмоций исполнение уникального пианиста не оставило равнодушных в зале. Наградой канадскому гостю стали проджолжительные овации и многократное «Браво!».
Пронзительную композицию из мюзикла «Белла, краски любви», посвящённого истории великого Шагала и его музы, написанного Мэтом Херсковицем в соавторстве с Ларой Фабиан, он исполнил в компании скрипачки Анны Боровик и виолончелиста Борислава Струлёва.
Лиричные, тонкие, проникновенные интонации этого произведения вызвали такую бурю восторга белгородцев, что «на бис» Херсковиц одарил публику Джорджем Гершвином.
Второе отделение открыл баянист с мировым именем Айдар Гайнуллин – можно смело сказать, любимец белгородской публики, участник 1-го Международного музыкального фестиваля классики и джаза в Белгороде. Надо сказать, любовь эта взаимна. На пресс-конференции, предшествовавшей концерту 13-го марта, Айдар заявил, что как только услышал от Борислава Струлёва о втором фестивале в Белгороде, сейчас же поменял свои планы для того, чтобы снова встретиться с радушными белгородцами.
Талант баяниста многогранен – он академик кинематографических искусств, композитор, обладатель национальной кинематографической премии «Ника» и национальной премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» за музыку к фильму Ивана Вырыпаева «Эйфория». Летом этого года пройдут его сольные концерты в Кремле и Берлине.
В исполнении Айдара Гайнуллина прозвучало чувственное «Танго для Клода» Ричарда Гальяно. Затем последовал не менее «горячий» ирладский «Танец огня», исполненный вместе с белгородскими музыкантами – флейтисткой Анжелой Осиповой, гитаристом Юрием Алешниковым и оркестром Mezzo Music. И конечно, музыка к фильму «Эйфория».
«Ты сейчас будешь петь! Мы все ждали этого целый год!».
Кто знает, мог ли предположить такой поворот событий баянист Гайнуллин, но Борислав Стулёв был неумолим. Споры были бесполезны, так что щемящее произведение «Памяти Карузо» как вокалист Айдар исполнил впечатляюще – благодарная белгородская публика оценила его вокальные данные по достоинству.
Завершился второй вечер фестиваля «BelgorodMusicFest» исполненим всеми участниками этого концерта попурри из саундтреков к мировым кинохитам «Миссия невыполнима», «Рокки», а также «неувядающих» «We are the champions», «The final countdown» и «We will rock you».
Третий и заключительный фестивальный вечер, как и обещали устроители, стал настоящим апофеозом. Едва ли кто-то из организаторов фестиваля преследовал цель выстроить программу этого заключительного вечера максимально контрастно. Но это было именно так.
Первое отделение порадовало приверженцев классической академичной исполнительской манеры – прелюдию из «Бразильской бахианы № 1 для ансамбля виолончелей» Эйтора Вила-Лобоса Борислав Струлёв сыграл вместе с камерным оркестром филармонии Mezzo Music под управлением Натальи Боровик.
За этим последовал концерт «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди в исполнении оркестра и скрипачки Анны Боровик.
Настоящим открытием для белгородской публики стал молодой исполнитель – контрабасист Артём Чирков. Выпускник Санкт – Петербуржской консерватории, победитель первого международного конкурса контрабасистов – виртуозов «Bradetich Foundation», участник секстета контрабасов «Bassiona Amorosa», концертмейстер группы контрабасов такого представительного российского коллектива, как оркестр Санкт-Петербуржской филармонии, Артём Чирков – один из пяти в мире солистов-контрабасистов.
Белгородские ценители музыки услышали в его исполнении «Буре из виолончельной сюиты № 3» Иоганна Баха. Причём, партию виолончели с успехом заменил контрабас. В качестве композитора и аранжировщика молодой виртуоз-контрабасист вместе с «Mezzo Music» исполнил «Балет для контрабаса», написанный на основе «Тарантеллы» Джованни Боттезини.
Интересной и запоминающейся премьерой стала «Соната для двух виолончелей» Жана-Батиста Баррьера. Борислав Струлёв и Артём Чирков виртуозно превратили её в сонату для виолончели и контрабаса.
«Паганини XXI века» – такой эпитет обычно звучит рядом с именем ещё одного гостя фестиваля, скрипача-виртуоза Александра Маркова. С 12-ти лет вместе со своими родителями – профессиональными скрипачами, Александр живёт в Америке. Безукоризненный музыкант, технически безупречен – так оценивают игру виртуоза критики.
Произведение для скрипки Кристофа Глюка, аранжированное отцом Александра, Альбертом Марковым, а также самый известный – 24-й каприс Паганини, были приняты белгородской публикой восторженно и бурно. Что же, тот факт, что Александр Марков – единственный в мире скрипач, исполняющий все 24 каприса Паганини, говорит сам за себя.
Концерт для двух скрипок и виолончели Ре-минор Вивальди в исполнении Маркова, Анны Боровик, Борислава Струлёва и «Mezzo Music» завершил первое отделение.
И наконец, российская премьера. Во втором отделении концерта Александр Марков вышел на сцену с уникальной шестиструнной электронной скрипкой, сверкающей в лучах софитов золотыми отблесками. Героико-эпическое произведение – «Рок-концерт» Маркова обрушил на слушателей настоящий шквал, состоящий из слияния самых разных сценических воплощений.
На одной сцене оказались и камерный хор Белгородской филармонии под руководством Елены Алексеевой, и весь, в полном составе, симфонический оркестр, и рок-музыканты. Ошеломлённая публика не могла оторвать глаз от светящегося ярко-красным смычка Александра Маркова, мечущегося по струнам чудо-скрипки в сполохах сценического света. Эксперимент удался – публика ревела от восторга.
Так, несколько провокационно, завершился II Международный музыкальный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья». Через год на сцене Белгородской филармонии снова встретятся талантливые музыканты. Встретятся, чтобы повторить успех великолепного музыкального праздника, без которого уже не мыслит себя белгородская публика.
Елена Дворяшина, “Медиатрон”