«В 2020 году такого фестиваля больше нет нигде!
– прозвучало в эфире Первого канала из уст соорганизатора Be@thoven – директора продюсерского агентства «RCCR Projects GmbH Berlin» Татьяны Рексрот.
– В этот сложный момент бетховенская музыка стала тем фактором, который помог найти силы, энергию, добиться того, чтобы в Екатеринбурге собрались лучшие исполнители музыки Бетховена».
С 23 по 30 ноября 2020 в шести концертах Международного музыкального фестиваля Be@thoven на сцене Свердловской филармонии прозвучали ключевые произведения Людвига ван Бетховена: от камерной ансамблевой и фортепианной музыки до крупных симфонических полотен.
Участие в фестивале приняли исполнители авторских версий сочинений Бетховена из Германии и Австрии, Уральский филармонический оркестр и известные российские музыканты.
Завершающим аккордом стал концерт, воплотивший в жизнь революционные идеи единства, равенства и братства. С призывом «Обнимитесь, миллионы» к публике обратились музыканты восьми стран. Благодаря прямым трансляциям к фестивалю приобщились более 120 тысяч онлайн-зрителей.
«Конечно, свою коррекцию в фестиваль внесла пандемия. Он был бы ещё более масштабным и интересным для нашей публики, если бы не вынужденные ограничения»,
– считает директор Свердловской филармонии Александр Колотурский. Но, тем не менее, стал
«самым крупным событием в том масштабе, который сейчас возможен. Все остальные грандиозные бетховенские мероприятия, которые были запланированы в Европе, отменены»,
– дополнила коллегу Татьяна Рексрот.
«Сейчас Бетховенская музыка воспринимается как глоток свежего воздуха, и вы постарались сделать так, чтобы она прозвучала современно»,
– выразила свое мнение присутствовавшая на фестивале корреспондент Радио России музыкальный критик Ольга Русанова.
«Нам хотелось показать знаковые вещи, которые звучат в Европе именно в такой, не скажу эталонной, но самой приемлемой трактовке
– подтвердила Татьяна Рексрот.
– И нам удалось реализовать задуманные акценты: Бетховен и Прокофьев, Бетховен и современные композиторы, Бетховен и немецкая музыка. Все эти диалоги как бы детективно сошлись и получилась интересная программа».
На время фестиваля артистам был передан исторически выверенный нотный материал издательства «Baerenreiter», вобравший многолетние изыскания ведущих исследователей творчества Бетховена и признанный эталонным. Также известный австрийский скрипач и дирижёр Томас Цетмайр предоставил оркестру партии с подлинными «бетховенскими» штрихами, являющимися результатом его многолетней работы с произведениями великого композитора.
Томас Цетмайр: «Меня пугают попытки сделать классическую музыку ближе к широкой публике»
Под его руководством прошли два фестивальных концерта и состоялась Международная оркестровая академия, за время которой молодые музыканты из Германии, Австрии, Италии, Беларуси, Южной Кореи, Японии, Израиля, Франции и России провели вместе около 30 репетиционных часов и вышли на сцену в последний фестивальный день в составе объединённого оркестра.
«Мы счастливы, что можем показать музыкантам, как на самом деле писал и что подразумевал Бетховен,
– подчеркнул педагог Академии профессор Кристиан Дальман.
– Современные инструменты могут вновь воплотить идею композитора и дать тот, прежний, звук. Надо только отказаться от устоявшихся изменений, которые были внесены временем, от традиций, как мы привыкли это слышать».
Организаторы постарались объединить высокий академизм фестиваля с современными демократическими приемами её популяризации. Необходимо было внедриться в городскую среду и в общественное сознание, сообщить миллионному городу, что идёт крупное культурное событие.
По городу был пущен «бетховенский» трамвайный маршрут, в котором с помощью сканирования QR-кода можно было послушать самые известные сочинения композитора и узнать, что о нём говорят музыканты и деятели культуры.
В центре Екатеринбурга появилась инсталляция в виде литеры «В» с изображением Бетховена и символикой фестиваля.
Благодаря внедрению программно-технического комплекса компании Sennheiser к фестивальной публике смогли присоединиться люди с нарушением слуха. Помимо концертов можно было посмотреть три филармонические выставки, посвящённые Бетховену. Одна из них, «Бетховен в подлиннике», была предоставлена Домом-музеем композитора в Бонне.
Но и живущие вне культурных событий люди знали: Екатеринбург отмечает 250-летие великого Бетховена и проводит большой фестиваль.
Весь 2020 год Свердловская филармония шла к этому знаменательному событию. Несмотря на вынужденные ограничения, в 37 концертах сезона всё же прозвучала бетховенская музыка, а сам сезон проходил под девизом «Музыка стучится в дверь!». По словам Александра Колотурского, этого фестиваля просто не могло не быть!
Проект осуществлён при поддержке губернатора Свердловской области в рамках Года Германии в России. Екатеринбург, где состоялся фестиваль, стал единственным городом в мире, в котором Бетховена чествовали масштабно, по-настоящему, наперекор судьбе.
Пресс-служба Свердловской филармонии