Ташкент становится городом любителей оперы и балета. Прославленный Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои возвращает себе былую славу.
Публика задолго до спектаклей запасается билетами на премьеры, делится впечатлениями и восторгами от просмотра, приходит повторно на полюбившиеся спектакли.
Подогрели интерес к репертуару ГАБТа Дни открытых дверей, которые проходили в праздник Навруз во всех государственных театрах республики. Отечественный Большой публика брала в течение фестивальной недели чуть ли не штурмом – настолько велик был поток зрителей.
Задолго до начала спектакля у театрального портала выстраивалась очередь. И когда зал заполнялся до отказа и двери закрывались, особо рьяные «поклонники» искусства предпринимали попытки попасть на спектакль через окно.
Премьеры сезона – одноактные балеты «Жар птица» и «Шехерезада» на музыку Игоря Стравинского и Николая Римского-Корсакова в постановке нового Главного балетмейстера Андриса Лиепы, детский балетный спектакль «Белоснежка» Карена Хачатуряна – дипломная работа молодого талантливого постановщика Равшана Чарыева, опера «Иоланта» П. И. Чайковского в постановке Фирудина Сафарова собирали полные залы.
Очередная премьера в театре имени Навои не стала исключением. Спектакль ждали, начиная с января. Три месяца упорных репетиций, подготовка декораций и костюмов, прогоны с оркестром – эта многодневная будничная жизнь театра зрителям неизвестна. И вот первый общественный просмотр, премьерные показы – настоящий праздник балетного искусства в Ташкенте.
«Баядерка», как не раз признавался в беседах Андрис Лиепа, – его любимый спектакль. Возрождением постановки великого Петипа на ташкентской сцене, где этот балет ставится впервые (когда-то был поставлен заключительный акт «Тени»), Андрис Лиепа решил отдать дань юбилейной дате – 200-летию великого балетмейстера. Сам он танцевал «Баядерку» на многих сценах мира – в Большом театре, в Нью-Йорке у Барышникова, в Мариинском…
Постановщику и труппе пришлось основательно потрудиться. Как и надеялся Главный балетмейстер, артисты подтянулись в этом сложном для исполнения балете в классическом понимании, танцуя сложные элементы и Гранд-па во втором акте.
Не хватало главного – полного состава артистов, но Андрис Лиепа не побоялся включить в спектакль учащихся Ташкентской государственной высшей школы национального танца и хореографии. И не ошибся – юные балерины так старательно и самоотверженно репетировали, что показали и хороший уровень классической подготовки, и перспективы будущего в узбекском балете.
Спустя несколько лет они пополнят труппу и никогда не забудут этих волшебных, прожитых в «Баядерке» минут, которые подарили высокую радость зрителям и уверенность в себе балеринам.
Роскошные декорации, которые сполна оценили зрители, выполнены в театре по эскизам заслуженного художника Российской Федерации Вячеслава Окунева. Восхитила публику фантастическая работа бутафоров и светотехников – зрители были готовы поверить в каждый штрих сценографии, включая реальность убитого на охоте тигра и шествие через всю сцену искусно сотворённого индийского слона – надо заметить, очень доброго и весёлого на вид.
На богато убранном слоне – символе царской власти – восседал, направляясь к прекрасной невесте Гамзатти (Мадина Юсупова), дочери раджи Дугманта (Замир Фазлуитов), центральный персонаж балета – знаменитый воин Солор (Улугбек Олимов, Бекзод Акимбаев).
Два разных по драматургии образа создали исполнительницы главной партии – Никии, баядерки, индийской храмовой танцовщицы, обученной сакральному искусству танца.
Яркая и страстная героиня заслуженной артистки Узбекистана Надиры Хамраевой не оставляет сомнений в истинности её любви и страданий. Более нежная и тонкая Никия Ширин Хасановой, несомненно, уступает в открытом выражении чувств, они у неё потаённые, но не менее глубокие – об этом свидетельствует создаваемый ею хрупкий и выразительный хореографический рисунок танца.
С каждым показом, несомненно, образ Никии у солисток будет наполняться всё большим содержанием и филигранностью исполнения.
Не ошибусь, что прима Надира Хамраева за мастерски созданные ею в этом сезоне роли из заслуженной артистки Узбекистана вполне могла бы получить звание народной, если бы его присваивали зрители. Надеемся, событие это не за горами.
Можно отметить каждого артиста, танцевавшего в «Баядерке». Это Равшан Чарыев в партии факира Магедавея; Камрон Имамов и Сардор Садинов – Золотой божок; Анастасия Кистанова и Алибек Хожабергенов – Индусский танец. Искусно исполнили артисты балета танец с барабанами, с веерами, па-де-сис – балетный танец, исполняемый шестью участниками. Посмотреть фрагменты балета позволит видеоролик
Исключительным вкусом и современностью художественного стиля отличаются костюмы – их автор художник-технолог по костюмам Елена Нецветаева-Долгалёва (Россия). В сценических костюмах нет выраженного индийского колорита, пожалуй, как и в танце. И балет, таким образом, перерастает из истории, рассказанной древним индийским поэтом Калидасой, в общечеловеческую драму обманутой любви, которая может случиться в любом месте и веке.
Оригинальная партитура «Баядерки» Л. Минкуса была написана им в 1900 году в 4-х действиях. Считалось, что она утеряна, и балет ставился в 3-х действиях. В начале 2000-х подлинную партитуру нашли в архивах Мариинского театра и сразу же поставили спектакль в полной версии.
Учитывая особенности времени, не все театры вернулись к оригиналу и показывают этот балет в 3-х актах. Андрис Лиепа сократил балет до двух действий, ориентируясь на местные особенности и возможности труппы, которую пришлось пополнить для этого спектакля юными, пока еще не профессиональными балеринами. Этот экзамен, как уже отметила выше, учащиеся сдали с честью.
Особенно выразительна в «Баядерке» сцена «Тени». Призрачные, словно прозрачные фигуры танцовщиц в неоново-синем свете заворожили зал, показав достойные уровень хореографического исполнения этой сцены.
Два премьерных показы прошли с большим успехом. Следующий запланирован на 3 мая.
Тамара Санаева, “Новости Узбекистана“