Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан отметил 25-летие праздничным концертом.
Благосостояние любого региона России уже давно определяется не только позицией в финансовом рейтинге. Высокопоставленные чиновники в достаточной мере стали осознавать значимость и необходимость всесторонней поддержки культуры на местах – учреждений, коллективов и личностей, представляющих разные направления искусства.
Существенная роль в формировании привлекательного имиджа региона отводится талантам, способным выступать на международном уровне, тем самым продвигая в общественном сознании успешность своей малой родины.
Отрадно, что Глава республики Башкортостан Рустем Хамитов входит в число прогрессивных управленцев и одним из приоритетных направлений видит развитие академического исполнительского искусства.
Без личной заинтересованности человека, от которого зависит интенсивность и география финансовых потоков, сложно представить, что такой специфический, требующий солидных вложений организм, как симфонический оркестр, может не номинально существовать в провинции, занимаясь рутиной, но ставить себе действительно крупные задачи, упрочнять собственные творческие позиции, стремиться к новым профессиональным горизонтам и не бояться предлагать своему слушателю новую или неизвестную музыку.
Визитная карточка и гордость республики Башкортостан – ее Национальный симфонический оркестр — преодолел рубеж в четверть века и подошел к этой внушительной дате в бодром расположении духа.
Дела коллектива идут в гору. Власти нашли возможность выделить ему собственное, весьма достойное помещение – в 2015 году оркестр перебрался в ГКЗ «Башкортостан», получив не только выгодную по отношению к центру города локацию, но и бесценную возможность репетировать и выступать в стенах одного и того же здания (о таком во всех отношениях гуманном подарке некоторые даже привилегированные государственные оркестры мечтают годами).
Нынешний художественный руководитель и главный дирижер оркестра – Раушан Якупов – обладает всеми необходимыми качествами лидера – интеллектуал, увлеченный, отличающийся независимостью взглядов, рациональностью мышления и профессиональным авторитетом.
Проводимая им политика по наращиванию творческого потенциала, расширению репертуара и сохранению первенства оркестра в исполнении академической музыки коренных башкирских авторов кажется неоспоримым благом как для самого коллектива, так и для этнической культуры региона в целом.
Филигранно выстраивая симфонические программы, не самые привычные для типичного слушателя периферии, дирижер преследует две взаимодополняющие цели – сделать доступными и понятными уфимской публике музыкальные опусы из арсенала топовых оркестров, и одновременно расширить горизонты самих музыкантов, поднять их мастерство на должный уровень в исполнении сочинений разных эпох и стилей.
Эта концепция отчасти прослеживалась в программе юбилейного концерта в ГКЗ «Башкортостан» 28 октября 2017. Дирижеру было важно показать разные грани коллектива, его пластичность, хороший тонус, умение взаимодействовать с хором.
Открыл концерт «Славянский марш» Чайковского на три сербские народные темы и имперский гимн «Боже, царя храни». Патриотический пафос, отличающий этот образец выражения идеи панславинизма в музыке, пришелся кстати – на большом экране в глубине сцены демонстрировались видеофрагменты концертов Национального симфонического оркестра разных лет.
В этой ретроспективе особое место заняли воспоминания о теплых встречах с всемирно известными артистами – легендарными музыкантами и молодыми талантами, успевшими зарекомендовать себя.
Приветственные слова направил оркестру Глава республики. В этом письме, которое зачитала со сцены министр культуры Республики Башкортостан Амина Шафикова, Рустем Хамитов напомнил, что за четверть века музыканты-юбиляры прошли большой творческий путь – от музыкального коллектива небольшой телерадиокомпании до известного в стране и за ее пределами главного симфонического оркестра республики Башкортостан.
«В вашем творческом активе работа с ведущими солистами и дирижерами разных стран, Русской академической хоровой капеллой имени Юрлова, Государственной академической хоровой капеллой Республики Башкортостан, Башкирским театром оперы и балета.
В разные годы с вами выступали народные артисты СССР Ирина Архипова, Елена Образцова, Николай Петров, народные артисты России Даниил Крамер, Владимир Овчинников, Юрий Лоевский, наши земляки Аскар и Ильдар Абдразаковы и многие другие звезды мирового искусства. В репертуар оркестра входят лучшие сочинения мировой классики, а также произведения отечественных и башкирских композиторов.
Вашему коллективу рукоплескали во многих странах ближнего и дальнего зарубежья, в десятках российских регионов. Широко известный ценителям классической музыки оркестр сегодня является неотъемлемой частью музыкальной жизни Башкортостана.
Своим творчеством вы вносите значительный вклад в развитие и продвижение многонациональной музыкальной культуры республики, в духовно-эстетическое воспитание молодежи»,
– резюмировал Глава республики.
Программу юбилейного концерта уфимского оркестра продолжили сочинения земляков – «Героическая увертюра», написанная Халиком Заимовым (в 60-х–70-х годах занимал пост директора Уфимского училища искусств), и вокально-симфоническая «Баллада о земле башкирской» – новое сочинение для симфонического оркестра, смешанного хора и женского голоса Ш. Шарипова в оркестровке В. Скобелкина.
Пьеса никогда прежде не исполнялась и была преподнесена автором в качестве дара коллективу в честь юбилея. Национальный симфонический оркестр активно пропагандирует музыку современных авторов, регулярно знакомит с новинками местную публику. Проявляя почтение к великим традициям классиков, подопечные Раушана Якупова понимают необходимость и важность обращения к партитурам и ныне живущих авторов.
В классической части программы гала-концерта самостоятельно выглядел французский диптих – уфимцы сыграли ориентальную «Вакханалию» из оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса и «Павану» для оркестра и хора фа-диез минор Форе на текст Робера де Монтескье.
Через Вальс из балета «Лебединое озеро» Чайковского оркестр пришел к финальному номеру, которым стал популярный знойный джазовый стандарт – «Солнечный берег» Дж. Томаса.
Юлия Чечикова, “Музыкальная жизнь”