В Государственном Доме-музее П. И. Чайковского открылась выставка «Балетная симфония».
Здесь представлены фотографии, эскизы декораций и костюмов, сами театральные костюмы из фондов музея П. И. Чайковского, а также предоставленные музеем Государственного академического Большого театра России – как иллюстрация насыщенной сценической истории балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», – начиная с самой первой постановки 1892 года и продолжая спектаклями ХХI столетия.
История сценических постановок балета П. И. Чайковского, литературной основой которого стала сказка Э. Т. А. Гофмана в переложении 1844 года А. Дюма-отца, знает несколько авторских редакций. Премьера «Щелкунчика» в постановке Льва Иванова на либретто Мариуса Петипа состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге 6 декабря 1892 года. Следующие поколения балетмейстеров создали свои оригинальные версии балета.
Александр Горский, Фёдор Лопухов, Василий Вайнонен, Джордж Баланчин, Марк Морис – наверное, не было в ХХ веке хореографа-постановщика, который не пытался бы поставить «своего «Щелкунчика».
Но только Юрию Григоровичу в 1966 году на сцене Большого театра удалось сделать прежде невозможное: переход от наивности игрушечной феерии к одной из серьезных проблем творчества Чайковского – к проблеме взаимоотношений поэзии и действительности.
Мир балета «Щелкунчик» в прочтении Юрия Григоровича перестал быль страной пряничных домиков, он наполнился страстью и трагизмом, звучащими в партитуре Чайковского, из-за чего многие поколения балетмейстеров теряли покой и сон в попытках совместить несовместимое.
Тревожность и пронзительность музыки Чайковского, многие годы ускользавшие от хореографического воплощения, удалось уловить не только хореографу, но и художнику-постановщику Симону Вирсаладзе и солистам Большого театра Екатерине Максимовой и Владимиру Васильеву.
Созданная ими принципиально новая постановка балета «Щелкунчик» – это спектакль – раздумье о недостижимости идеального счастья, философская притча о любви и смысле жизни. Впервые музыкальные идеи композитора получили замечательное хореографическое воплощение.
Успех балета «Щелкунчик» в прочтении Ю. Григоровича был безоговорочным на всех сценах мира. Балетмейстерн ставил его более десяти раз: в Венской опере, в театрах Хельсинки, Софии, Праги, Стамбула, Сеула, Тбилиси, Кишинева.
2 января 2014 года на сцене Большого театра России состоится 500-е представление балета «Щелкунчика» в постановке Ю. Н. Григоровича.