В Московском международном Доме музыки открылся Баховский фестиваль.
Он представит все многообразие творчества композитора, включая его грандиозные сочинения – «Высокую мессу» си минор, «Рождественскую ораторию» и «Страсти по Иоанну».
Именно «Страсти» прозвучали на открытии фестиваля. В Москву был специально приглашен оркестр и солисты Международной баховской академии в Штугарте и дирижер Хельмут Риллинг.
Российскую сторону представлял коллектив под названием «Мастера хорового пения», руководитель – Лев Конторович.
Хельмут Риллинг посвятил Баху всю жизнь. Будучи органистом, играл его органные опусы, став кантором, обратился к кантатам и ораториям. В 1981 году он создал Баховскую академию, которая стала средоточием исполнения и изучения огромного творческого наследия Баха и аккумулировала лучших исполнителей его музыки.
Среди них – бразильская певица Кисмара Пессатти (меццо-сопрано), швейцарский тенор Йорг Дюрмюллер, и немецкое сопрано со знаменитой композиторской фамилией Вагнер. Впрочем, в операх Рихарда Вагнера Юлия никогда не пела. Шутит:
«Я не принадлежу к роду Рихарда Вагнера. Видите, у меня нос не тот».
Зато с музыкой Баха она знакома с самого детства. Многие ее родные, включая отца, пели в хоре Баха в Лейпциге. Юлия называет Баха главным композитором в своей певческой карьере.
«Маленькой девочкой я пела в хоре у Риллинга. Мы часто исполняли “Страсти по Иоанну”. Партию хора знаю наизусть, теперь солирую. Вообще-то я спела все значительные вокальные произведения Баха. Могу сказать, что его музыка создана для перфекционистов. От голоса она требует меньше вибрато. Должен быть чистый голос, как он есть»,
– говорит Юлия Вагнер.
В такой компании знатоков баховского стиля оказался московский коллектив «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича.
«Я рад тому, что мы работаем с московским хором. У них прекрасный немецкий. Это важно. И они хорошо взаимодействуют нашим оркестром. Через музыку мы очень хорошо друг друга понимаем»,
– заверяет Хельмут Риллинг.
Для московского концерта Хельмут Риллинг предпочел четвертую редакцию баховских «Страстей по Иоанну».
«Бах трижды возвращался к “Страстям по Иоанну”. Значительные изменения он внес во вторую редакцию. Менял там целые номера. Третья и четвертая отличаются лишь деталями. Но четвертая – последняя редакция, итоговая, поэтому поем именно ее»,
– поясняет дирижер.
Будучи кантором Томас-кирхе в Лейпциге, Бах написал «Страсти по Иоанну», как и многие другие сочинения, для богослужения. Теперь, когда музыка Баха звучит в концертных залах, она сохраняет свое главное послание. Недаром великий Нейгауз сказал:
«Когда я играю Баха, я в согласии с миром и благословляю его».