В Омске завершился Фестиваль Новой музыки. В исполнении музыкантов омского симфонического оркестра и приглашенных солистов прозвучало 12 произведений композиторов из России, Великобритании, Израиля, США и Японии.
Большинство авторов современной академической музыки работают в традиционных жанрах, но выбирают нетривиальные способы презентации своих сочинений.
Два инструмента и несколько пар туфель. С таким необычным багажом концертмейстер знаменитого итальянского театра «Arena di Verona», профессор нескольких музыкальных академий Анна Серова прилетела в Омск на фестиваль Новой музыки. В Концерте «Viola Tango Rock» Беньямина Юсупова в ее руках альт обычный и электроинструмент.
На предложение дирижера омского оркестра Дмитрия Васильева, который специально для этой российской премьеры не стригся несколько месяцев, чтобы соответствовать духу музыки, Серова согласилась не раздумывая. В партитуре прописана ее танцевальная партия. Искусству исполнения танго она училась у известных аргентинских танцоров.
Услышать сибирскую трактовку концерта, написанного в стиле CrossOver, в Омск приехал и композитор Беньямин Юсупов. Он старается обязательно побывать на всех своих премьерах. Его танго-марафон продолжит Мексика, Китай, Хорватия и Бразилия.
«Это мой ребенок, мое детище. И я в полной мере хочу представить его на суд слушателей. А потом после этого само по себе оно звучит, без меня, каждый интерпретирует по-своему. Я хочу, чтобы это в точности было передано так, как я хотел»,
– признается композитор.
Мировая премьера омского фестиваля – Симфония № 21 для сопрано и оркестра «Каддиш» Мечислава Вайнберга. В прошлом году омский коллектив записал ее на диск, выпущенный «Toccata Classics». В этом произведении последователя Шостаковича и Прокофьева, посвященном памяти погибших узников Варшавского гетто, переплетаются традиции национальных культур многих народов. Руководитель омского фестиваля дирижер Дмитрий Васильев уверен: поликультурность – одна из главных тенденций новой музыки.
«Совершенно новый язык, масса новых приемов: музыканты играют без смычков или только на трости гобоя, или когда в партитуре нет ни одной ноты, а есть кривые линии. Новая система счета. Я не говорю, что вся новая музыка хорошая. Время рассудит, что из новой музыки станет классикой. Но ведь это интересно!»,
– говорит Дмитрий Васильев.
Уже четыре года Омский симфонический оркестр приглашает публику на дегустацию новой музыки. Смелых слушателей, судя по заполненным залам, все больше. Проще стало и с поиском произведений. Композиторы рады появлению экспериментальной площадки в Сибири. Руководитель омского оркестра Дмитрий Васильев уже завершает верстку программы следующего фестиваля.