Столичный театр «Астана Опера» гастролирует по Казахстану. Алматинцам выпала возможность увидеть лучшие оперные постановки театра.
Одной из первых на сцене была исполнена жемчужина казахской оперы «Биржан и Сара» композитора Мукан Тулебаева.
В прошлом году казахстанцы отмечали 100-летний юбилей автора. Кстати, поставил полнуюверсию российский режиссер-постановщик Юрий Александров.
До выступления всего час и за кулисами кипит работа. Артистам накладывают грим, а на сцене оттачивается хореография. Труппа «Астана-оперы» готовится к показу знаменитой постановки «Биржан и Сара». Кстати, именно на этой сцене алматинского театра оперы и балета прошел первый показ оперы – было это в 1946 году.
«Здесь прошли наши юношеские годы. И то, кем мы стали сейчас, все благодаря этому городу. Мы приехали в Алматы, чтобы поклониться этому театру. Поклониться городу и попросить благословение на наши будущие поездки»,
– отмечает музыкальный руководитель театра «Астана Опера» Абзал Мухитдинов. Исполнитель роли Биржана, приглашенный солист из Мариинки Ахмед Агади говорит, что перед выходом на сцену всегда волнуется. Партия казахского акына – народного певца – считается одной из самых сложных в его репертуаре.
«Мне не сложно. Я справляюсь вокально. Но тут надо играть и драматически. Передать это состояние, душу Биржана»,
– рассказывает солист Мариинского театра Ахмед Агади.
Это история великой любви. Казахские Ромео и Джульетта встретились на песенном поединке. Биржана покорил талант красавицы Сары. Но влюбленным не суждено быть вместе. Девушка предназначена в жены хромому сыну богача. Отстаивая честь любимой, Биржан жертвует жизнью.
«Мы в полном объеме восстановили эту оперу. Где-то мне пришлось дооркестровать музыку, не выходя за рамки композиторских намерений. И мы перенесли дуэт из второй картины в финал, где исполняется любовь «Биржана и Сары», где мы отрицаем уже смерть духовную. И в конце они воссоединяются и поют гимн любви в конце оперы»,
– подчеркивает Мухитдинов.
До астанчанки Айгуль Ниязовой роль Сары исполняли легендарные оперные дивы Казахстана – Куляш Байсеитова и Нуржамал Усенбаева. Обе на сцену выезжали на настоящих скакунах. В алматинском театре повторить номер с лошадью не удалось. Сцена слишком мала.
«Я тоже очень надеялась, но по каким-то техническим моментам не удалось. Я думаю, от этого задор и острота первой сцены айтыса не изменится»,
– считает солистка театра «Астана Опера» Айгуль Ниязова.
Помимо этой оперы астанинские гастролеры привезли балеты «Ромео и Джульетта» и «Роден» в постановке Эйфмана. Уже на следующей неделе артисты отправятся выступать в Россию, а затем в Англию, Францию и Америку.