В Московском международном Доме музыки накануне открылся концертный цикл под названием «Высшая лига. Лучшие пианисты мира». Здесь намёк не только на избранность участников и их высокую исполнительскую технику. «Лига» в музыкальной грамоте – это ещё и знак продления звука в случаях, когда объединяются две и более смежные ноты одной высоты. Значит продолжение цикла неизбежно. Открыл его английский пианист Пол Льюис. Несколько лет назад музыкант подготовил программу из 32 сонат Бетховена, провез её по Европе и Америке и сделал её запись. В Москву он приехал не с одним только Бетховеном. Рассказывают «Новости культуры».
Пол Льюис вырос в семье рабочего ливерпульских доков. В роду – ни музыкантов, ни аристократических предков. Так что внешность романтического героя и тонкое чувство музыки, которой начал заниматься довольно поздно – в 12 лет, – не иначе как свыше. Возможно, оттуда же – мечта побывать в России, родившаяся еще в бытность подростком. И потому в первый же вечер первых гастролей в Москве – путешествие на метро – напрямик – к Красной площади.
«Оказаться здесь впервые – это волнующе, – признается Пол Льюис. – Всегда хотел приехать в Россию – часто воображал себе Москву – с детства слушал Рахманинова, Прокофьева, Скрябина. Конечно, когда приезжаешь, все оказывается несколько другим… Я был потрясен просторами – шириной бульваров, площадей. Все такое огромное»
Заслуженный обладатель репутации одного из самых ярких и глубоких интерпретаторов музыки Бетховена, свою любовь к немецкому классику Льюис во многом унаследовал у своего учителя – знаменитого пианиста Альфреда Бренделя. От него же – истовая преданность классическому репертуару.
«Бетховен – удивительно бескомпромиссен, – отмечает пианист. – Точно знает, что хочет тебе сказать, и ему совершенно все равно, как ты с этим справишься – это уже твои проблемы. И мне нравится – очень нравится такой его вызов! Кстати, я думаю, бескомпромиссность можно отнести и к Мусоргскому, которого я тоже играю сегодня. Его “Картинки с выставки” – один из самых шокирующих циклов, которые я знаю. Все, что там намешано, – стопроцентные изобретения Мусоргского. Кроме разве что, русской церковной музыки, которая звучит в конце».
Пол Льюис, видевший все главные музыкальные сцены мира, не скрывает своего волнения от концерта в России. Причины – и уважение к традициям русской школы, и восхищение какой-то особой честностью и эмоциональностью российских музыкантов, и конечно, сбывшаяся мечта. В Москву Льюис обещает вернуться. Несмотря на не самый полный в его жизни зрительный зал. А пока увозит бумажный сувенир – программку своего концерта – на память маме, которая собирает коллекцию афиш сына со всего мира.