Большой зал Московской консерватории отпраздновал очередной юбилей.
В июне 2011 года зал открылся после капитального ремонта. И пока в полном порядке — люстры сверкают, паркет блестит, стены радуют взгляд благородным колером. Нет жалоб и на акустику, хотя после ремонта многие опасались, что звук в стерильном зале «не осядет».
Туристы-меломаны, большей частью из самых музыкальных ныне стран — Кореи и Японии — без устали фотографируют интерьеры. Особенной любовью пользуется центральный проход Большого зала (вид из фойе), главная лестница (съемки ведутся на каждом пролете) и витраж со святой Цецилией.
Знаменитый орган Большого зала пока украшает сцену в качестве декорации. Но, обещают реставраторы, будет действовать уже осенью, к юбилею Консерватории.
К юилейному вечеру подошли основательно, подготовив по современным требованиям визуальные эффекты и — по старой традиции — выступление именитого маэстро. Половину органа, пока нерабочего, закрыл экран. «115 лет Большого зала в 115 лицах», — объявил патетический голос за кадром.
Студенческий симфонический оркестр под управлением профессора Анатолия Левина грянул увертюру к «Руслану и Людмиле». На экране побежали фотографии главных лиц консерватории, начиная с Василия Сафонова. С последним аккордом перечень, дойдя, кажется, до Гольденвейзера (где же Танеев? — недоумевали в зале) прервался и тот же голос объявил выход Александра Князева.
Виолончелист проникновенно исполнил моцартовское Адажио для скрипки с оркестром ми мажор и уступил место новой порции фотографий. На этот раз сюжет назывался «Золотой век Большого зала» и разворачивался под запись Первого концерта Чайковского. Историю довели до 1990-х. Публика ностальгически взирала на портреты Вишневской, Ростроповича, Рихтера, Вирсаладзе, Гутман (где же Каган? — интересовались меломаны) и прочих славных.
С исчерпанием видеосюжета Чайковский затих на полуслове, а маэстро Князев не менее блистательно, чем Моцарта, сыграл гайдновский Концерт для виолончели с оркестром до мажор.
Фотогалерея второго отделения открылась харизматичным Гергиевым и сопровождалась записью свиридовского «Время, вперед!». Героя концерта Князева, тоже появившегося на экране, публика приветствовала аплодисментами и криками восторга. Далее каждый персонаж, начиная с Анны Нетребко и заканчивая Фредериком Кемпфом, получил свою долю восхищения.
С победным соло трубы на экране возник совсем новый день Большого зала — сюжет назывался «Денис Мацуев поздравляет юных музыкантов». Автору этих строк их имена ничего не сказали, но шепот в зале — «Ой, смотри, там Настя» — свидетельствовал об известности молодой поросли.
Свиридов прервался неожиданно — обещанные 115 лиц предстали на экране. Следующим номером программы стала «Франческа да Римини» в исполнении студенческого оркестра. Некоторая непроработанность лирических фрагментов компенсировалась темпераментной подачей детально выписанных Чайковским кругов ада.
Князев тоже играл Чайковского. Анданте кантабиле и Вариации на тему рококо. Студентам повезло. Многие расскажут внукам, как в юности выступали на одной сцене с таким выдающимся мастером.
“Для студенческого оркестра неплохо. Ничего, ничего… “,
— похвалил молодых коллег маэстро.
У Князева тоже юбилей — 26 апреля прославленному виолончелисту и органисту исполнится 55.
“Мне всё дорого одинаково, ничего не превалирует, виолончель я меньше любить не стал, но еще стал играть на рояле”,
— сообщил музыкант.
И анонсировал грядущее выступление в Большом зале консерватории в качестве органиста — 26 мая 2016 года, с певицей Хиблой Гермзава.
Большой зал Московской консерватории (1757 мест) открылся 7 апреля 1901 года. Архитектор Василий Загорский спроектировал уникальную коробку зала и подвесной потолок — воздушное пространство между потолком и крышей обеспечивало дополнительный объем звука.
В 2010–2011 годах БЗК пережил первый в своей истории капитальный ремонт. Строители укрепили фундамент, вынесли инженерию — канализацию, энергетику, вентиляцию — в специальный инженерный корпус. Были заменены кресла и паркет, занавеси и убранство сцены. А также восстановлен витраж в честь святой Цецилии, покровительницы музыки, разрушенный во время бомбежки 1941 года.