23 сентября 2024 в Москве в Большом Зале библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино, под эгидой Российской государственной библиотеки искусств, состоялся второй концерт Фестиваля духовой музыки имени Н.А. Римского-Корсакова. Основными участниками программы под названием «Двойная трость» стали фагот и гобой.
Это инструменты, звучание которых зависит не только от таланта исполнителя, но и во многом от того, как себя поведёт одна маленькая деталь этих духовых инструментов – трость, выточенная из двух тоненьких лепестков высушенного тростника.
Каждый слушатель, пришедший на любой симфонический концерт, конечно, узнает среди инструментов оркестра скрипки и виолончели. Наверняка определит, какой медный инструмент в руках у музыканта: труба или тромбон. А вот деревянные духовые, как это ни странно, всегда путают между собой.
Правда, любой меломан может сказать совершенно точно: инструмент, из-за которого затихает оркестр, выйдя на сцену, и к которому моментально все прислушиваются – это гобой. Именно под него (естественно если на сцене нет рояля) подстраиваются струнные. И именно его «ля» заставляет всех в зале затихать и готовиться к волшебству на сцене.
Программа нашего концерта была очень разнообразна и познакомила слушателей со всей палитрой классической музыки от барокко до романтизма. Произведения, которые прозвучали этим вечером, были выбраны участниками потому, что эти сочинения написаны композиторами изначально для того состава, который и исполнял их на этом концерте. Это оригинальные сочинения, а не переложения, выполненные для этих инструментов.
Состав участников этого концерта тоже потрясающий. В этот вечер произошло единение солистов оркестра Большого театра России и ГАСО России имени Е.Ф. Светланова, молодых педагогов РАМ имени Гнесиных и их учеников.
Что же мы услышали в программе?
Первым перед слушателями появился фагот. В исполнении Андрея Рудометкина прозвучала Соната для фагота и виолончели В.А. Моцарта (1756 -1791). Интересно, что это сочинение одно из немногих, написанных великим композитором для этого инструмента. В дуэте с Андреем выступил виолончелист Борис Лифановский, которого широкая общественность знает не только как музыканта, но и как журналиста и основателя дайджеста новостей об академической музыке ClassicalMusicNews.Ru.
Следом прозвучало Трио для двух гобоев и английского рожка Людвига ван Бетховена (1770 -1827) в исполнении Алексея Коноплянникова (гобой), Дмитрия Захарченко (гобой) и Алексея Сорокина (английский рожок).
Английский органист и композитор Джон Алкок (1715-1806) подарил нам следующее произведение программы: Фаворит дуэт для фагота и контрафагота. Это сочинение исполняли Владислав Одинцов (фагот) и Роман Майоров (контрафагот).
Владислав – выпускник одного из самых известных фаготистов мира – Валерия Сергеевича Попова, а Роман окончил РАМ имени Гнесиных в классе Андрея Рудометкина и выступил на этом концерте вместе со своим педагогом.
Трио для гобоя, фагота и фортепиано практически нашего современника Франсиса Пуленка (1899 – 1963) прозвучало в исполнении артистки Российского национального молодежного симфонического оркестра, ученицы Алексея Коноплянникова, Ульяны Александровой (гобой), Владислава Одинцова (фагот) и Романа Мартынова (фортепиано).
Завершила концерт Трио-соната №1 для двух гобоев, фагота и бассо континуо, которое подарил нам чешский композитор эпохи барокко Ян Дисмас Зеленка (1679 – 1745). Исполнили Трио: Алексей Коноплянников (гобой), Ульяна Александрова (гобой), Андрей Рудометкин (фагот) и Роман Мартынов (фортепьяно).
В заключение программы, на бис, хор гобоев и фаготов исполнил переложение для такого состава инструментов сингла “Paint It Black” из репертуара группы The Rolling Stones.
Концерт «Двойная трость» прошел при поддержке Ассоциации духовых и ударных инструментов “Духовое общество Валерия Халилова” и РГМЦ “Орфей”.
Ждём вас на следующих концертах Фестиваля духовой музыки имени Н.А. Римского-Корсакова.
Дарья Хуторецкая