Сопровождал выступления конкурсантов Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова под управлением Алексея Богорада.
Играть заключительные концерты на сцену вышли французский пианист Люка Дебарг и представитель России и Литвы Лукас Генюшас.
Финальный поединок двух фаворитов публики вызывал огромный интерес и привел в консерваторию даже тех, кто не следил до этого за конкурсными баталиями. В итоге зал оказался переполненным – меломаны разместились на ступенях амфитеатров, а некоторые и вовсе слушали конкурсантов стоя.
Самой непредсказуемой частью вечера было выступление Люки Дебарга, поразившего многих любителей классики в сольных турах. В программу заключительного этапа пианист включил Второй концерт Листа (с него он и начал) и Первый концерт Чайковского. Рояль Yamaha, на котором Дебарг играл в первом и втором турах, в этот вечер он сменил на более ярко и эффектно звучащий Steinway. Последовательность сочинений оказалась правильной: концерт Листа послужил своего рода интродукцией, позволившей пианисту освоиться, немного справиться с волнением и «притереться» к оркестру.
Грамотная драматургия выступления, впрочем, не могла скрыть того факта, что финал для Дебарга был не столько борьбой за пьедестал почета, сколько героической битвой с самим собой: он впервые в жизни играл с симфоническим оркестром в ситуации сильнейшего напряжения. Дебарг – неординарный музыкант, живущий создаваемой здесь и сейчас музыкой, покоряющий разнообразием тембровых красок, тонкостью нюансировки, осмысленностью интонационной работы, чувственностью и осязаемостью образов. А главное – искренней, исповедальной лиричностью и живой пульсацией, которых порой так не хватает в добротных интерпретациях этого концерта даже самых признанных мастеров.
Лукас Генюшас, выступавший в этот вечер после своего французского коллеги, предложил не вполне обычную для финала конкурса Чайковского программу: он выбрал Второй фортепианный концерт русского классика, а не традиционно исполняющийся всеми претендентами на победу Первый. Таким образом, он сместил акценты, сделав ставку на Третий концерт Рахманинова, попутно разнообразив репертуарную картину финала и избежав сравнений с другими участниками.
С выходом Генюшаса публика вздохнула: на сцене Большого зала был настоящий конкурсный боец – опытный, прекрасно подготовленный, в меру смелый, но умеющий рассчитывать свои силы и справляться с волнением, хорошо чувствующий оркестр и знающий, как взаимодействовать с ним для получения наилучшего результата. Репертуар был выбран так, чтобы показать лучшие качества блестящего концертного пианиста, каковым, безусловно, Лукас Генюшас является. В шедеврах Чайковского и Рахманинова он был стилистически и технически безупречен, хотя игра его, по мнению части публики, была несколько более отстраненной и академичной, чем того требовала конкурсная ажитация.
30 июня 2015 конкурс у пианистов завершится: выступит последняя пара финалистов. Откроет вечер Даниил Харитонов (в его программе – Первый концерт Чайковского и Второй концерт Листа), а завершит его Дмитрий Маслеев (он исполнит Первый концерт Чайковского и Третий концерт Прокофьева).
Елена Чишковская, пресс-служба Конкурса им. Чайковского