Вниманию искушенных меломанов предлагается премьера уникального произведения русской музыки ХХ века — «24 прелюдии и фуги» Всеволода Задерацкого.
Даже самое поверхностное знакомство с биографией музыканта заставляет содрогнуться от тяжести выпавших на его долю испытаний. Композитор, пианист, дирижер, Задерацкий, кажется, прошел через все круги ада: аресты, тюрьма, ссылки, травля за «формализм»…
Однако ничто не могло сломить его непреодолимую тягу к творчеству. Свое главное сочинение он писал на протяжении трех лет (1937–1939), находясь в лагере на Колыме, используя в качестве нотной бумаги… телеграфные бланки.
Представитель школы Сергея Танеева, Задерацкий стал, пожалуй, единственным из отечественных композиторов, отважившимся продолжить полифоническую традицию своего учителя.
До появления аналогичных циклов Хиндемита и Шостаковича Всеволод Петрович самостоятельно возродил баховскую традицию. Освященная веками форма сочетается здесь со своеобразно трактованным «тональным» мышлением; при этом стиль автора синтезирует наиболее значительные достижения музыки первой половины прошлого столетия.
Наследие Всеволода Задерацкого стало привлекать широкое внимание музыкантов и публики только в ХХI веке.
Впервые «24 прелюдии и фуги» целиком прозвучали в 2014 году в Москве. Теперь они записаны молодыми пианистами, лауреатами международных конкурсов, яркими представителями исполнительского искусства своего поколения. Среди них выделяются Ксения Башмет, Юрий Фаворин, Никита Мндоянц, Лукас Генюшас, Андрей Гугнин и Андрей Ярошинский.
Диск можно купить на сайте фирмы “Мелодия”.
Денис Бочаров, газета “Культура”