Первая опера Чайковского «Воевода», соч. 3, была написана на сюжет комедии А. Н. Островского «Сон на Волге», представлявшей собой сцены из народной жизни XVII века.
Изначально Александр Николаевич планировал выступить в качестве либреттиста.
К сочинению Чайковский приступил в 1867 году, однако совместная работа не заладилась, остановившись после написания первого действия и первой картины второго действия. Чайковский был вынужден дописывать либретто сам, что немного притормозило процесс создания оперы.
Композитор вернулся к «Воеводе» по просьбе певицы Александры Меньшиковой, пожелавшей совместить оперу со своим бенефисом.
Премьера состоялась в октябре 1869-го и имела большой успех. Однако Чайковского продолжали терзать сомнения насчет качества созданного им творения: через несколько лет он уничтожил партитуру и лишь частично использовал фрагменты оперы в других сочинениях.
«Воеводу» восстановили уже в советское время по сохранившимся рукописям. На выпущенном фирмой «Мелодия» двухдисковом издании произведение звучит в исполнении Академического большого хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР.
Денис Бочаров, газета “Культура”