В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне российский дирижер, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев проводит несколько значительных крупномасштабных культурных акций.
Прошедший Московский Пасхальный фестиваль был тесно связан с этой знаменательной датой в мировой истории.
Между тем, одним из кульминационных звеньев этого события стали концерты в Санкт-Петербурге и Берлине Молодежного оркестра Российско-немецкой музыкальной Академии.
Идея этого образовательного коллектива возникла еще во время подготовки перекрестного Года культуры Германии и России в 2012 году.
В сентябре 2013 года оркестр возглавил Валерий Гергиев, а исполнительным директором была назначена Татьяна Рексрот.
Среди основных направлений деятельности академии: мастер-классы ведущих музыкантов обеих стран для участников молодежного Российско-немецкого оркестра, исполнение редко исполняемых и современных произведений композиторов России и Германии.
Очень важным принципом для академистов является взаимный контакт и диалог, возможность слышать и понимать друг друга.
Поэтому, в данном случае Академия выступает своего рода проводником между молодежью Востока и Запада, это своего рода институция, в которой музыка служит посланником мира и способствует постоянному укреплению дружбы между Россией и Германией.
Оркестр Российско-немецкой музыкальной Академии регулярно выступает в России и в Германии: в Санкт-Петербурге, Берлине, Москве, Бонне и Клину.
31 мая 2015 в рамках XXIII музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» молодежный коллектив под управлением Валерия Гергиева с огромным успехом выступил в Концертном зале Мариинского театра. Спустя неделю, оркестр впервые дал концерт в немецкой столице.
8 июня 2015 в Берлинском Концертхаусе 45 молодых музыкантов из России и Германии снова объединились вместе во имя дружбы и мира.
Министр иностранных дел Германии Франк – Вальтер Штайнмайер в обращении к слушателям концерта отметил:
«Спустя 70 лет после тех неизмеримых страданий, которые принесли немцы во Второй Мировой войне миллионам людей, мы помним об этих событиях вместе со всем миром. Русские, немцы и все народы Европы разделяют общий постулат «Никогда больше!» и общую ответственность за мир в едином Европейском доме. Именно в нынешние дни он представляется особенно важным, чтобы мы об этом не забывали».
В свою очередь министр иностранных дел России Сергей Лавров отозвался об этом важнейшем стратегическом проекте, реализуемом под патронатом маэстро Валерия Гергиева, как
«о важном вкладе в благородные усилия по укреплению доверия и взаимопонимания между нашими странами и в целом в европейских делах».
Началу концерта предшествовало небольшое приветственное слово Германа Парцингера, президента Фонда Прусского Культурного наследия:
«Русская культура – неотъемлемая часть европейской культуры. В лучших залах Германии звучат сегодня Стравинский, Чайковский, Прокофьев, Рахманинов… И это несмотря на великую трагедию, которую мы пережили. В каждую российскую семью война принесла адскую боль, но поверьте, немцы также страдали».
Синтез российско-немецких культурных связей всегда был очевиден, отсюда и смысл составления программы концерта. Ее открыло блистательное исполнение увертюры «Con Brio» молодого немецкого композитора и кларнетиста Йорга Видманна.
Видманн относится к числу наиболее исполняемых авторов современной немецкой композиторской школы. Его музыка вобрала в себя традиции Ханса Вернера Хенце, Вильфрида Хиллера, Хайнера Геббельса и Вольфганга Рима.
Видманн часто играет в камерных ансамблях с такими известными музыкантами, как: Ким Кашкашьян, Хайнц Холлигер, Андраш Шифф, Элен Гримо, концертирует с выдающимися дирижерами современности, среди которых: Кристоф фон Донаньи и Кент Нагано.
Йорга Видманна впечатлила органичная трактовка маэстро Гергиева его колоритного сочинения.
Специальным гостем вечера стал талантливый молодой виолончелист из Германии Юлиан Штекель. Он проникновенно исполнил Виолончельный концерт Роберта Шумана с его романтическими порывами и страстными монологами.
Деликатный аккомпанемент оркестра, внимательно следующего за солистом, оставил ощущение уравновешенности и созерцания. Валерий Гергиев хорошо почувствовал природу шумановской музыки, заметно было как дирижер проживал каждый такт этой мечтательной партитуры.
Российскую линию концертной программы продолжила симфоническая сюита Николая Андреевича Римского-Корсакова «Шехерезада». В этом произведении Валерий Гергиев сам царь и бог!
Его гипнотической дирижерской харизме и восточному темпераменту невероятно близка эта музыка. Гергиев часто дирижирует «Шехерезаду» Римского-Корсакова с разными оркестрами мира. И всегда каждое новое исполнение становится подлинным откровением. Так случилось и в этот раз.
Все части сюиты прозвучали как одно единое целое. Рафинированная игра первой скрипки оркестра Станислава Измайлова гармонично вплеталась в канву общей оркестровой ткани сочинения.
Солисты оркестра продемонстрировали удивительное чувство ансамбля и гибкость стиля, возможность быстрой реакции на все дирижерские указания пылкого Гергиева, ни на секунду не отвлекавшегося от завораживающего музыкального процесса.
Слушатели Берлинского Концертхауса не желали расставаться с маэстро и его коллективом. В качестве щедрого подарка Валерий Гергиев бисировал с оркестром увертюру к опере Джузеппе Верди «Сила судьбы».
Виктор Александров, Берлин (Германия), ClassicalMusicNews.Ru