
7 сентября 2024 года ушла из жизни одна из самых известных преподавателей Центральной музыкальной школы по классу фортепиано, заслуженный учитель Российской Федерации Тамара Леонидовна Колосс.
Окончив в 1960 году ЦМШ у Елены Петровны Ховен, а затем Московскую консерваторию у Якова Израилевича Зака, Тамара Леонидовна более 50 лет преподавала в родной школе.
С 1985 по 2002 годы заведовала фортепианным отделом.
Среди её учеников Екатерина Мечетина, Никита Мндоянц, Евангелия Делизонас, Семен Березин, Всеволод Завидов и многие другие.
Замечательно точные и проникновенные слова о своем педагоге написала Евангелия Делизонас-Хухуа, которая училась у Тамары Леонидовны с 1999 по 2010 годы.
«Сегодня не стало Тамары Леонидовны Колосс — выдающегося музыканта и педагога, подарившей миру целую плеяду блистательных исполнителей разных поколений. Она была человеком, целиком преданным своему делу и ученикам, сочетая безграничную любовь к ним с глубоким чувством ответственности за их судьбы. Её стремлением было не только воспитать выдающихся музыкантов, но и сохранить неповторимость и индивидуальность каждого из них — это было яркой чертой её педагогического мастерства.
Внешне Тамара Леонидовна казалась строгой и внушительной, несмотря на свой небольшой рост. Она обладала исключительной статью, проницательными серо-голубыми глазами, и всегда выглядела безупречно — её элегантный стиль и манеры создавали впечатление благородства, словно она принадлежала к иному, более возвышенному миру.
В стенах ЦМШ её фигура вызывала уважение и даже лёгкий страх — строгий образ педагога навсегда оставался в памяти многих. Но для нас, её учеников, она была объектом любви и восхищения. За её требовательностью и суровым взглядом мы всегда ощущали искреннюю, глубокую любовь.
Я знала, что за каждой строгой критикой стояло неукротимое желание видеть нас преодолевающими собственные пределы, стремящимися к вершинам, о которых мы и не мечтали.
Мне посчастливилось проучиться у Тамары Леонидовны 11 лет и на протяжении ещё 8 лет поддерживать с ней тесные творческие отношения во время учёбы в консерватории. Её влияние на моё становление как музыканта и личности невозможно переоценить. Это влияние оказалось гораздо сильнее родительского воспитания и школьного окружения.
Именно от Тамары Леонидовны я переняла тонкое чувство самокритики, неутомимое стремление к росту и глубокую любознательность. Она привила мне любовь к поэзии Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама, пробудила интерес к древнерусской и византийской иконописи. Мы часто обсуждали рассказы Чехова и поэтику Данте, кинематограф Бергмана и Тарковского, театральные постановки и важность понимания системы Станиславского через призму исполнительской интерпретации — и эти регулярные беседы с юного возраста глубоко повлияли на моё восприятие искусства и жизни.
Самой яркой и моей любимой чертой Тамары Леонидовны было её необыкновенное чувство юмора — немного хармсовское, немного гоголевское. Оно было полным иронии, но не злым, иногда гротескным, но всегда оставляющим место для тепла и человечности. Этот юмор, всегда с долей реализма, помогал по-новому взглянуть на жизнь и музыку.
Тамара Леонидовна обладала исключительным звуком при исполнении, и это мастерство звукоизвлечения она умела передать своим ученикам. Тембр её игры всегда отличался невероятной теплотой, оставаясь при этом удивительно многогранным. На уроках она часто показывала за вторым роялем, и ее живой пример всегда был красноречивее любых объяснений. Её показ был не просто технической демонстрацией, а глубоким погружением в суть музыки.
Последний классный вечер, в котором мне посчастливилось принять участие как бывшей выпускнице, состоялся 26 декабря 2017 года, это был концерт к ее юбилею и 50-летию творческой деятельности. В этот вечер я исполнила Скерцо из 6-й симфонии Чайковского в обработке Самуила Фейнберга.
Находясь на учебе в США, я заранее звонила Тамаре Леонидовне, и мы по телефону тщательно выбирали пьесу, подходящую для программы концерта. Мы рассматривали различные варианты, включая сонату Хиндемита, вальсы Шопена и пьесы Прокофьева, но в итоге я помню, как изменился тембр её голоса, когда я упомянула обработку Самуила Евгеньевича Фейнберга.
Последний раз я видела Тамару Леонидовну в январе 2022 года, во время моего последнего визита в Москву когда я приезжала на похороны папы. Мы провели этот вечер в тёплой атмосфере, погружённые в воспоминания, и эти мгновения стали для меня не только утешением, но и ярким отражением того тепла и человечности, которую Тамара Леонидовна всегда излучала.
У Тамары Леонидовны был свой уникальный дар — видеть в каждом ученике индивидуальность и помогать раскрывать её в полной мере, не забывая при этом о важности воспитания нравственных качеств. Её педагогический подход отличался непреклонной требовательностью и исключительной строгостью, что сделало её одной из величайших педагогов-пианистов Центральной музыкальной школы.
Тамара Леонидовна посвятила этому учебному заведению более полувека, вложив в него не только свои силы, но и всю свою душу. Её высшей целью всегда было воспитать музыкантов, артистов, профессионалов с большой буквы.
Светлая память.»
Информация о прощании с Тамарой Леонидовной Колосс:
Среда, 11 сентября. В 8:45 сбор в морге 1 Градской больницы, сама церемония в 9:15. (Адрес – Ленинский пр-т, дом 8 к.17).
Отпевание в 11:00 в храме Покрова в Красном селе (ул. Нижняя Красносельская, дом 12 стр.1). Затем отъезд в Николо-Архангельский крематорий.
ClassicalMusicNews.Ru