1 марта 2019 года, в день российской премьеры балета Джорджа Баланчина «Вальпургиева ночь», театр Урал Опера Балет в Екатеринбурге представит публике два новых парадных занавеса.
Один из них – увеличенная копия картины Михаила Ларионова «Улица в провинции» (1910).
«Появление “ларионовского” занавеса в Урал Опере — возможно, первый случай, когда классическая работа отечественного художника-авангардиста украшает парадный театральный занавес»,
— говорится в сообщении на сайте Урал Оперы.
Работами по изготовлению новых занавесов руководила Альона Пикалова, начальник службы художников Большого театра Росси, сценограф балетов «Баядерка», «Щелкунчик», «Тщетная предосторожность» и «Пахита».
Зоя Таюрова, заместитель директора по научной работе Екатеринбургского музея ИЗО, рассказывает:
«Отдав дань французскому искусству, Ларионов вернулся к “национальным истокам”, к примитиву, отстаивая самобытность русского авангарда. “Улица в провинции” принадлежит именно примитивистскому периоду творчества художника. Это полный динамики пейзаж южно-российской глубинки. Работа полна и доброй усмешки, и своеобразного теплого лирического любования бедной событиями провинциальной жизнью.
Безусловная художественная ценность полотна как раз и состоит в том, что оно вобрало в себя все токи и энергию живописного примитивизма, обозначившего первые шаги русского авангарда и многое предопределившего в его последующем развитии. И весьма радует, что новый занавес академического театра способствует продвижению этого маленького шедевра Михаила Ларионова, как раз остро чувствовавшего несоответствие академической живописной традиции духу своего времени».
Оригинальный размер картины 48х65 см. Будучи увеличенными во много раз, фигуры наездника, дамы с зонтиком и лавочника почти теряют реалистичные очертания, и картина воспринимается почти как абстрактное полотно, красочное и мощное в своей выразительности.
Появление «ларионовского» занавеса в Урал Опере — возможно, первый случай, когда классическая работа отечественного художника-авангардиста украшает парадный театральный занавес. И новый «ларионовский» занавес может стать символом Урал Оперы, как когда-то символом Парижской оперы стал плафон работы Марка Шагала, а Головинский занавес — эмблемой Мариинского театра.
Вместе с подъемно-опускным «ларионовским» занавесом в театре появится и новый антрактно-раздвижной занавес.
Оба занавеса будут использоваться поочередно в соответствии со стилем спектакля, который идет в этот вечер на сцене Екатеринбургского театра.