Старейший орган Петербурга готовятся отреставрировать. Инструмент был изготовлен в 1877 году в британском Шеффилде для англиканской церкви города.
Ровно сто лет назад церковь закрыли. Про орган забыли. Поэтому электрофикация прошла мимо него. Так ручной механизм и сохранился.
«Работа не такая простая, потому что крутить нужно было достаточно равномерно, и физические усилия требуются. Думаю, что через 10-15 минут работы уже чувствовалось»,
‒ отметил заведующий кафедрой органа Санкт-Петербургской государственной консерватории Даниэль Зарецкий.
После векового забвения этот старейший в Петербурге орган ждет реставрация. Именно такие инструменты во всем мире можно сосчитать по пальцам. Фабио Мастранджело вспоминает, как сразу после передачи здания церкви Петербургскому Мюзик-Холлу, в этом зале играли для принца Майкла Кентского.
«Мы на друг друга смотрим и не знаем, что будет. Хорошая акустика, плохая акустика? Вообще никакая акустика? Начинаем. И как только первая нота звучит. Мы понимаем, что здесь божественная акустика. Не хорошая, а божественная акустика»,
‒ рассказал художественный руководитель Мюзик-Холла Фабио Мастранджело.
Именно тогда и было принято решение отреставрировать зал и спасти его настоящую жемчужину. Орган молчит уже век. Впрочем, специалисты обещают вернуть ему голос за год. Дело в том, что несмотря на некоторые утраты, инструмент в неплохом состоянии. И скорее всего, благодарить нужно Горэкскурсбюро, которое в советское время здесь находилось.
Вот от них даже остались некоторые документы. Все лики святых и сам орган тогда закрыли шторами. Сейчас об этом времени напоминают еще сохранившиеся карнизы. В зале ничего не закрасили, как это любили делать в советских учреждениях. И не выбросили на свалку. Впрочем, при этом каждый мог заглянуть внутрь органа. Именно тогда, как считают исследователи, он и был поврежден. Оценить его состояние из Англии пригласили Уильяма МакВикера.
«Проведя детальное исследование, посмотрев и описав количество труб, испорченных, наличествующих, поврежденных, помятых, он с абсолютной уверенностью сказал, что костяк основной сохранен. И это позволяет по сохранившимся частям создать утраченные»,
‒ уточнил Даниэль Зарецкий.
Сейчас уже готов проект реставрации зала. Работы займут около двух лет. За год до их окончания орган разберут и отправят на историческую родину ‒ в Англию, где он снова обретет голос.
Алексей Комаров, Новости культуры