• Skip to content
  • Skip to secondary menu
  • Skip to primary sidebar
  • Skip to secondary sidebar
  • Skip to footer

ClassicalMusicNews.Ru

Новости академической музыки

  • Новости
    • Поток новостей
  • События
    • Анонсы
    • Репортажи
  • Интервью
  • Публикации
    • Знаменательные даты
    • Страницы календаря Андрея Тихомирова
    • Юмор и курьезы
    • Индустрия звукозаписи
    • Ссылки
    • Исаак Стерн
    • Колонка Александра Курмачева
  • Видео
    • Сумерки богов
  • Тесты
  • Спецпроекты
    • XVI Международный конкурс имени Чайковского
    • Всероссийский музыкальный конкурс
    • “Вселенная – Светланов!” – текстовый онлайн
    • Конкурс имени Евгения Светланова
    • Grand piano competition
      • Grand piano competition текстовый онлайн
    • Конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко
    • XV Международный конкурс имени Чайковского
  • О нас
    • E-mail рассылки
    • Бриф для пиарщиков
    • Рекламодателям
    • Как связаться с ClassicalMusicNews.Ru
    • Правила размещения и использования материалов и информации
    • О персональных данных пользователей
Главная » Новости » Скончался знаменитый композитор Тихон Хренников

Скончался знаменитый композитор Тихон Хренников

14.08.2007 Оставьте комментарий

Тихон Хренников
Тихон Хренников

В Москве на 95-ом году жизни скончался выдающийся советский и российский композитор Тихон Хренников.

Об этом сообщили его родные. Похоронен Хренников будет в своей родном городе Ельце.

Как сообщил внук Тихона Хренникова Андрей Кокорев, прощание с композитором в Москве состоится в четверг.

Место пока неизвестно, “скорее всего, в Союзе композиторов”. Пока семья Тихона Хренникова “обсуждает общие детали с губернатором Липецкой области и мэром города” по поводу похорон.

Тихон Николаевич Хренников родился в 1913 году в уездном городе Ельце Орловской губернии в семье приказчика. С детства Тихон играл на гитаре в струнном оркестре, пел в школьном хоре. С девяти лет он начал учиться играть на рояле, говорится на официальном сайте Тихона Хренникова.

Свой первый опус – этюд для фортепиано Хренников написал в тринадцать лет, а после этого постоянно сочинял вальсы, марши, этюды и пьесы. Вскоре подруга его сестры, учившаяся в ту пору в Москве в музыкальном техникуме им. Гнесиных, рассказала о молодом таланте Михаилу Фабиановичу Гнесину, и тот посоветовал приехать к нему на консультацию.

Зимой 1927-28 годов Тихон прибыл в Москву и показал свои сочинения. Маэстро отнесся к мальчику с большой симпатией и сказал, что, прежде всего, необходимо закончить среднее образование в Ельце, и затем учиться в Москве. Тут же он написал рекомендательное письмо в МузГИз, по которому Тихону выдали огромное количество нотной литературы.

Весной 1929 года Тихон окончил школу и поступил в техникум Гнесиных. В техникуме будущий композитор занимался по двум специальностям: в классе рояля у Гельмана, в классе композиции – у Гнесина. Серьезной ступенью к профессионализму стали занятия по полифонии у Литинского. К концу пребывания в техникуме Хренников решил написать фортепианный концерт.

В 1932 году Тихон окончил Гнесинский техникум, его приняли на второй курс консерватории, в класс Шебалина. К моменту перехода на третий курс он завершил свой фортепианный концерт и исполнил его на экзамене.

В 1933 году Тихона Хренникова пригласили работать в Московский детский театр, которым руководила Наталья Ильинична Сац. Знакомство с ней переросло в дружбу на долгие годы. Она заказала Тихону музыку к антифашистской пьесе “Мик”, написанной для театра Николаем Шестаковым.

В 1933 году состоялся первый публичный концерт в Воронеже, куда Хренникова пригласил известный дирижер Аносов. В 1934 году Тихон Николаевич (он тогда еще был студентом 4-го курса консерватории) приступил к работе над симфонией. К 1935 году она была закончена и публично прозвучала в октябре 1935 года, в Большом зале Московской консерватории. В том же году в Ленинграде проходил Второй международный музыкально-театральный фестиваль, на котором Хренников исполнил симфонию вместе с Мелик-Пашаевым.

Имя Хренникова стало приобретать известность, появляться в прессе. После премьеры симфонии ему позвонил Немирович-Данченко, предложил встретиться и заказал оперу для своего театра. В конце долгих поисков и раздумий, они остановились на постановке оперы по произведению Вирта “Одиночество”.

Либретто писал известный драматург Файко. Тем временем, Хренников, которого после премьеры первой симфонии стали называть московским Шостаковичем, получил заказ от театра Вахтангова – написать музыку к спектаклю “Много шума из ничего”.

Осенью 1936 года состоялась премьера спектакля. Успех был колоссальный. После успеха спектакля театр Вахтангова тут же заказал Хренникову музыку к следующей постановке – “Дон Кихот” Булгакова. Он написал к ней несколько песен и симфонических эпизодов. Затем была написана музыка к спектаклю “День рождения” Киршона.

К октябрю 1939 года была завершена опера “В бурю” и вскоре состоялась ее премьера, имевшая большой успех. В том же году на представлении оперы в театре присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов. В то время это было сенсацией, и высшим знаком признания. Одновременно Хренников приступает к работе над Второй симфонией.

Когда началась война его жена с ребенком и матерью были эвакуированы в Свердловск. Тихон Николаевич остался в Москве. Как и большинство композиторов, в своем творчестве он делает акцент на песни, посвященные войне. Среди них наиболее популярными стали “Все за родину”, “Есть на свете хороший городок”, “Прощание”. По сюжету песни “Прощание” был сделан фильм под названием “Возвращайся с победой”.

Для композитора 1942 год стал годом напряженной работы над Второй симфонией, и в январе 1943 года она исполняется в Колонном зале. Симфония звучала и по Всесоюзному радио. В 1943 году Пырьев и поэт-сценарист Гусев предложили Хренникову написать музыку к новому фильму “В шесть часов вечера после войны”.

Картина вышла на экраны в 1944 году. Песни из фильма стали популярны мгновенно и надолго. А “Марш артиллеристов” из этой ленты артиллеристы сделали чуть ли не своим гимном. Александровский ансамбль взял его в свой репертуар, а также и другие песни Хренникова.

Вернувшись домой, Тихон Николаевич приступает к работе над новой оперой. В свое время Немирович-Данченко предложил ему сюжет ” Фрола Скобеева”. Работа продолжалась около трех лет. Параллельно Хренников пишет музыку к нескольким фильмам: “Поезд идет на Восток”, “Кавалер Золотой Звезды”, “Донецкие шахтеры” и ряд других. В 1949 году работа над оперой “Фрол Скобеев” была завершена, и композитор сыграл ее в театре Станиславского и Немировича-Данченко.

В 1957 году состоялась премьера следующей оперы Хренникова – “Мать” по произведению Горького. 1958 год был годом работы над скрипичным концертом. В 1959 году партитура Первого скрипичного концерта была закончена. В 1972 году Хренников выпускает Второй фортепианный концерт и приступает к работе над Вторым скрипичным концертом, который позже исполнил Игорь Ойстрах.

В середине 1970-х годов он возвращается к симфоническому жанру и пишет Третью симфонию. В эти годы Большой театр предложил Хренникову написать балет. В 1976 году состоялась премьера балета “Любовью за любовь”. В 1979 году в Кировском театре в Ленинграде состоялась премьера другого балета – “Гусарская баллада”. В 1983 году был закончен Третий фортепианный концерт. Затем последовали: опера “Доротея” (по комедии Шеридана “Дуэнья”), поставленная в театре Станиславского и Немировича-Данченко; комические оперы “Золотой теленок” и “Голый король” (по Ильфу и Петрову).

Премьера последней состоялась весной 1988 года в Ленинграде, в Малом оперном театре в постановке Гаудассинского. После этого композитор решил поставить точку в оперном репертуаре и занялся камерными жанрами. Осенью 1988 года он сочинил свой первый квартет, потом виолончельную сонату. В 1989 году написал музыку на Три сонета Шекспира.

Тихон Хренников более четырех десятилетий стоял на капитанском композиторском мостике. Он был первым секретарем Союза композиторов СССР, депутатом Верховного Совета СССР, членом Комитета, вначале – по Сталинским, потом – по государственным премиям. В последние годы он возглавлял оргкомитет Международного конкурса им. П.И. Чайковского, был председателем Конкурса молодых композиторов России.

Заслуги Хренникова высоко оценены государством. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Тихон Николаевич Хренников награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Почета. Лауреат Ленинской, четырех Государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР, премии президента РФ в области литературы и искусства, премии “Российский национальный Олимп” в номинации “Выдающийся деятель современности”. Свою жизнь композитор описал в книге “Так это было. Тихон Хренников о времени и о себе”.

NEWSru.com

Почитайте еще:
Оперу Моцарта отменили из страха перед исламистами
Михаил Панджавидзе стал главным режиссером белорусской оперы
Рассмотрение дела режиссёра оперы «Тангейзер» отложено
Главным дирижером Екатеринбургской оперы назначен Оливер фон Донаньи
Во второй тур конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко прошли 16 участников
В Риме прошел концерт памяти жертв авиакатастрофы самолета Ту-154
В Иркутске построят концертный зал мирового уровня
Теодор Курентзис: Пермь, Зальцбург, везде…
Письма Верди вернули на родину
В Твери открыли мемориальную доску памяти композитора Александра Александрова
Новый центр Арво Пярта близ Таллина
Завершился Международный театрально-музыкальный фестиваль «Эолова арфа»

Раздел: Новости Метки: Тихон Хренников, Тихон Хренников-младший, Фонд Тихона Хренникова

Ежедневная рассылка

Подпишитесь на наш ежедневный дайджест! Каждое утро вы будете первыми узнавать о самых интересных новостях музыкального мира!

Reader Interactions

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Основной сайдбар

Знаменательные даты

Мари Рамбер и Марис Лиепа

Исполняется 128 лет со дня рождения Мари Рамбер

20 февраля исполняется 128 лет со дня рождения Мари Рамбер, танцовщицы, хореографа и педагога, одного из крупнейших деятелей хореографии Великобритании, наравне с Нинет де Валуа и Леонидом Мясиным, заложившей основы английского балета. Училась танцу в Польше. После гастролей в Варшаве Айседоры Дункан Мари Рамбер увлеклась ритмопластическим танцем, выступала в любительских…

Арнольд Азрикан запомнился свердловской публике по исполнению главной роли в опере «Отелло». Фото - Екатерина Пермякова

Его Отелло добр, доверчив и простодушен

110 лет со дня рождения выдающегося оперного певца Арнольда Азрикана исполнится 23 февраля. Свердловской публике больше всего он запомнился по исполнению главной роли в опере «Отелло» (постановка 1946 года). Но это лишь один из образов многогранного таланта артиста. Накануне юбилея ВЕ изучил архивные документы, книги с воспоминаниями о певце в…

Вахтанг Чабукиани в партии Фрондосо

60 лет назад в Большом театре Вахтанг Чабукиани поставил балет "Лауренсия"

9 февраля 1956 года в Большом театре балетмейстер Вахтанг Чабукиани поставил балет в трех актах «Лауренсия» по драме Лопе де Вега «Овечий источник». Главные партии исполняли: Лауренсия – Майя Плисецкая, Фрондосо – Вахтанг Чабукиани, Паскуала – Раиса Стручкова, Командор – Сергей Корень. По сюжету крестьянка из испанской деревушки Фуэнте Овехуна…

Лебединое озеро

20 февраля 1877 года состоялась премьера балета "Лебединое озеро"

В 1877-м году этот балет вызвал шквал критики, а спустя десятилетия стал визитной карточкой советского искусства.

4 марта 1877 года – на сцене Большого театра состоялась премьера балета Чайковского «Лебединое озеро»

20 февраля 1877 года было впервые показано «Лебединое озеро»

В этот день, 20 февраля, в 1877 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского "Лебединое озеро".

Instagram

Больше фотографий!
Подпишитесь на наш Instagram!

Это интересно:


Последние новости

У каждой авиакомпании свои правила провоза музыкальных инструментов

О правилах и проблемах провоза музыкальных инструментов

19.02.2019

Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва отправился на гастроли в США. Но ещё до начала путешествия музыкантам пришлось поволноваться за инструменты – у каждой авиакомпании свои правила провоза такого багажа. 

Лукас Генюшас

Лукас Генюшас: “Мне бы в голову не пришло играть Генделя на концертном “Стейнвее”

19.02.2019

Пианист Лукас Генюшас рассказал о своём отношении к аутентизму, клавесину, Генделю и о том, что объединяет Шопена, Чайковского и Десятникова.

Михаил Петухов

Михаил Петухов: «Смолоду меня называли «советским Гленном Гульдом»

19.02.2019

В Камерном зале Московского международного Дома музыки 3 марта 2019 Михаил Петухов и его молодые воспитанники сыграют редко звучащие двойные и тройные клавирные концерты Баха.

Владимир Атлантов

Большой театр поздравляет народного артиста СССР Владимира Атлантова с 80-летием

19.02.2019

Большой театр России поздравляет народного артиста СССР Владимира Атлантова, которому 19 февраля 2019 года исполняется 80 лет.

Сергей Полунин. Фото - Дмитрий Коротаев

Сергей Полунин показал товар лицом

19.02.2019

В концертном зале «Зарядье» состоялся первый балетный вечер. Сергей Полунин, артист с мировым именем, представил программу из двух отделений под названием «Sacre». 

Пермского «Щелкунчика» покажут в Москве и Петербурге

Пермского «Щелкунчика» покажут в Москве и Петербурге

19.02.2019

22 февраля 2019 в кинотеатрах Москвы и Петербурга в рамках проекта «Каро.Арт» пройдут показы и обсуждения балета Пермского театра оперы и балета «Щелкунчик», выдвинутого на «Золотую маску» в семи номинациях.

Четвертый сезон проекта "Точка пересечения" открывает новые имена

Четвертый сезон проекта “Точка пересечения” открывает новые имена

19.02.2019

Уже четвёртый сезон проект “Точка пересечения”, организованный музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, открывает публике новые имена.

Второй сайдбар



Популярное

Footer

  • Новости
    • Поток новостей
  • События
    • Анонсы
    • Репортажи
  • Интервью
  • Публикации
    • Знаменательные даты
    • Страницы календаря Андрея Тихомирова
    • Юмор и курьезы
    • Индустрия звукозаписи
    • Ссылки
    • Исаак Стерн
    • Колонка Александра Курмачева
  • Видео
    • Сумерки богов
  • Тесты
  • Спецпроекты
    • XVI Международный конкурс имени Чайковского
    • Всероссийский музыкальный конкурс
    • “Вселенная – Светланов!” – текстовый онлайн
    • Конкурс имени Евгения Светланова
    • Grand piano competition
      • Grand piano competition текстовый онлайн
    • Конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко
    • XV Международный конкурс имени Чайковского
  • О нас
    • E-mail рассылки
    • Бриф для пиарщиков
    • Рекламодателям
    • Как связаться с ClassicalMusicNews.Ru
    • Правила размещения и использования материалов и информации
    • О персональных данных пользователей

Материалы по датам

Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

Наши друзья

  • "Форум Чайковского"
  • DoubleReed.Ru
  • Конкурс имени Чайковского - спецпроект
  • ChamberMusic.Ru
  • Cello.Ru
  • Валторнист Игорь Лифановский
  • Фестиваль Василия Ладюка "Опера Live"

Темы

XV Международный конкурс имени Чайковского Александр Сладковский Александр Титель Анна Нетребко БСО им. Чайковского Большой театр Борис Березовский Вадим Репин Валерий Гергиев Владимир Мединский Владимир Спиваков Владимир Урин Владимир Федосеев Владимир Юровский ГАСО им. Светланова Галина Вишневская Геннадий Рождественский Денис Мацуев Дмитрий Бертман Дмитрий Хворостовский Дмитрий Черняков Дмитрий Шостакович Елена Образцова Конкурс имени Чайковского Ла Скала МАМТ Мариинский театр Михаил Плетнев Московская консерватория Московская филармония Московский Пасхальный фестиваль Московский музыкальный театр "Геликон-опера" Мстислав Ростропович НОВАТ Оркестр Мариинского театра Пермский театр оперы и балета Петр Ильич Чайковский Пласидо Доминго РНО Сергей Прокофьев Театр "Новая Опера" Теодор Курентзис Туган Сохиев Юрий Башмет Юрий Темирканов

Технология Copyright © 2006-2018, ClassicalMusicNews.Ru. Все права удерживаются.