В Самарском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”.
Спектакль прошел 7 и 8 февраля. Дирижером-постановщиком оперы стал Александр Анисимов.
Зал был полон – многие самарцы пришли познакомиться с новой версией знаменитой оперы. Постановщики представили свою версию – минимум декораций, схожие костюмы берендеев, пол, который поднимается на разные уровни, создавая дополнительный объем.
Отдельно стоит отметить, что исполнители ролей Весны и Мороза вышли на сцену только на поклоны, а лица их персонажей во время оперы проецировали на экран, тем самым подчеркивая, что они вовсе не люди, а силы природы.
«Мне очень интересно само сценическое воплощение всего спектакля. На мой взгляд, оно подходит абсолютно для всех возрастов. Взрослые найдут для себя драму, дети – сказочный сюжет, а поколение молодежи – феэнтезийные элементы. По моему мнению, Снегурочка никогда не была холодной девочкой, она просто не понимала, что с ней происходит, это бывает у любого человека в период становления. А что она умерла от любви – так от счастья, а не от страданий»,
– считает исполнительница заглавной роли Ирина Янцева.
Напомним, что пьесе «Снегурочка» А. Н. Островский дал авторское определение «весенняя сказка». Большую роль в замысле стихотворной пьесы играет музыка, Островский в тексте пьесы даже указал использование нескольких фольклорных песен. Для первой постановки (в Москве) музыку написал П. И. Чайковский, но она не получила большой известности.
Н. А. Римский-Корсаков познакомился со «Снегурочкой» А. Н. Островского сразу после ее публикации и создал свою музыкальную версию этого произведения. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой лёгкостью и быстротой, как «Снегурочка».
В опере постоянно переплетаются реальность и фантастика: «земные» образы Купавы, Мизгиря, царя берендеев, Бобыля, Бобылихи и сказочные — Деда Мороза, Весны, Лешего, наделенные и человеческими чертами. В постановке Анисимова образ Леля, который часто представляют обычным пастухом, становится живым воплощением огня.
Яриле-солнцу враждебен суровый Мороз.
Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели. Возникновение человеческих чувств в душе Снегурочки происходит одновременно с пробуждением весенней природы, звуки и голоса замечательно переданы в опере. Почти в каждом действии есть красочные обрядовые и игровые сцены, воспроизводящие обычаи старинного народного быта, есть многочисленные хоровые эпизоды. Часто композитор использует и подлинные народные мелодии.
«Мы шли к этому спектаклю давно, давно мечтали о триптихе сказочных опер Римского-Корсакова. «Сказка о царе Салтане» была поставлена, сегодня мы представляем «Снегурочку», и третья – это опера «Садко». Это мечта жизни, она осуществляется в нашем театре, и я счастлив»,
– отметил Александр Анисимов, отдельно отметив талант и трудолюбие коллектива театра.
Остается добавить, что в этом году театр оперы и балета представит еще ряд произведений, основанных на русской литературе. Так, 15 февраля публике представят композицию по опере «Мазепа» и поэме А. С. Пушкина «Полтава», а закрывать сезон будут «Пиковой дамой».