1 июля 2022 скончался американский музыковед и музыкальный критик, один из наиболее значительных в США специалистов по русской музыке XIX — начала XX веков и музыке И. Ф. Стравинского, Ричард Тарускин.
Ричард Тарускин родился 2 апреля 1945 в семье евреев-эмигрантов из прибалтийской России (Двинска), мать была учителем фортепиано, отец — скрипачом-любителем. Тарускин с детства учился игре на виолончели, в 1970—1980-е годы играл на виоле да гамба в ансамбле старинной музыки Aulos Ensemble.
Окончил Колумбийский университет (1968) как музыковед, посвятив магистерскую диссертацию В. В. Стасову. В 1971—1972 годах стажировался в Московской консерватории.
В 1975 году защитил в Колумбийском университете диссертацию о русском оперном искусстве 1860-х годов, посвящённую преимущественно операм Серова, Даргомыжского и Кюи, и роли критики Стасова в формировании «канона» русской оперы. Затем Тарускин преподавал в своей alma mater до 1986 года.
В 1987—2015 годах — профессор истории музыки в Калифорнийском университете в Беркли.
Основные научные интересы Тарускина лежали в области русской музыки. Особенно известны его сборник статей о М. П. Мусоргском и двухтомная монография «Стравинский и русские традиции (его сочинения до Мавры)». В своих трудах, посвящённых Стравинскому, Ричард Тарускин последовательно доказывал преемственность его музыки (в том числе, и созданной в годы эмиграции) с русской музыкальной традицией.
В сборнике эссе «Определяя Россию музыкально» (1997) выдвинул ряд субъективных и «концептуальных» суждений, которые вызвали неоднозначную реакцию среди российских и западных музыковедов.
В 2009 году опубликовал сборник «О русской музыке», в который вошли его статьи разных лет, посвящённые русской и советской музыке.
Ричард Тарускин также занимался изданием и редактированием старинной музыки (главным образом, эпохи Ренессанса) и много высказывался в различных статьях по поводу современной практики её исполнения, выступая последовательным, хотя и умеренным критиком так называемого «исторического исполнительства».
Музыковедческая деятельность Тарускина удостоилась американских и международных научных наград. Как музыкальный критик, Ричард Тарускин систематически публиковался, прежде всего, в газете «The New York Times». Общественный резонанс вызвала его рецензия на оперу Дж. К. Адамса «Смерть Клингхофера», в которой Тарускин обвинил автора оперы в «романтизации терроризма».
Тарускин — автор шеститомной монографии «История западной музыки», где в специфической «облегчённой» манере обозрел историю в диапазоне от григорианского хорала до нововенской школы. Этот обширный (более 4200 страниц) труд вызвал противоречивые реакции читателей — от панегириков до резкой критики.
Неоднократно выступал с докладами и лекциями в Московской и Петербургской консерваториях.
Ричард Тарускин выступал также как дирижёр, в том числе хоровой. В 1968—1973 годах возглавлял ансамбль «Collegium Musicum» при Колумбийском университете, затем хор «Cappella Nova». Во главе этих коллективов Тарускин записал пятнадцать дисков средневековой и ренессансной музыки, в том числе произведения Жоскена Депре, Уильяма Бёрда, Йоханнеса Окегема.
Ричард Тарускин скончался 1 июля 2022 года.