На 76‑м году жизни в германской клинике скончалась Елена Образцова.
Прощание с народной артисткой СССР состоится 14 января в Большом театре, отпевание — 15 января в Храме Христа Спасителя, похороны — на Новодевичьем кладбище.
Энциклопедии дружно именуют ее одним из величайших мастеров вокального искусства XX века. И это не пафосное преувеличение, артисты такого масштаба — явление исключительное. Слава пришла к Образцовой еще в студенческом возрасте. В декабре 1963 года артистическая Москва на все лады обсуждала дебют в «Борисе Годунове» 24-летней выпускницы Ленинградской консерватории. Для разговоров — и восхищенных, и завистливых — были все основания. Давно на сцене Большого театра не появлялась такая Марина Мнишек — ошеломляюще красивая и безмерно голосистая.
После громкого успеха Образцова, миновав стажерскую группу, утвердилась в оперной труппе Большого и закрепила лидерство двумя уверенными победами на международных конкурсах — имени П. И. Чайковского в Москве и имени Ф. Виньяса в Барселоне.
Ее удивительное меццо-сопрано — теплое, бархатистое в низах и ослепительно сверкающее в верхах — звучало во всех главных партиях оперного репертуара. Любаша в «Царской невесте», Марфа в «Хованщине», Кончаковна в «Князе Игоре», Амнерис в «Аиде», Азучена в «Трубадуре», Эболи в «Дон Карлосе», Ульрика в «Бале-маскараде», Сантуцца в «Сельской чести» — вот далеко не полный список ее достижений. Ну а такие роли, как Кармен и Графиня в «Пиковой даме», по праву вошли в хрестоматию оперного искусства.
При этом Образцова никогда не принадлежала к числу певиц, с упорством эксплуатирующих хиты оперной сцены. Она пела старинные романсы и классическую оперетту, зонги и джазовые стандарты.
Играла в драматическом театре, снималась в кино. Смело бралась за сложнейшие партии современного репертуара — исполняла сочинения Сергея Прокофьева (Элен Безухова в «Войне и мире», Фрося в «Семене Котко») и Георгия Свиридова. Последний специально для нее создал одно из самых пронзительных своих произведений — «Десять песен на стихи Александра Блока» (1980) .
Международная карьера Образцовой отмечена выступлениями в миланском «Ла Скала», нью-йоркской «Метрополитен-опера», лондонском «Ковент-Гарден», Венской государственной опере, а дискография — более чем полусотней дисков, записанных на крупнейших студиях в содружестве с выдающимися дирижерами.
Отдельная почетная страница биографии народной артистки — педагогическая и общественная деятельность, в том числе преподавание в ведущих музыкальных вузах, председательство в жюри престижных конкурсов, руководство собственным фондом, благотворительные концерты.
Последний год певица тяжело болела, но продолжала работать — на 11 декабря был назначен ее юбилейный концерт в Государственном Кремлевском дворце. Выступление пришлось отменить, а на сайте Образцовой появилось ее обращение к зрителям — как оказалось, последнее:
«Это должен был быть уникальный праздничный вечер, полный вдохновения, радости, артистического блеска. Но у нас все впереди! Верю, что здоровье мое поправится, и я буду счастлива вновь выйти на сцену».
Не случилось. Но вдохновение, радость, блеск — то, чем многие десятилетия пленяла публику Елена Образцова, навсегда останутся в памяти ее бесчисленных почитателей.
Светлана Наборщикова, Культура