В северной российской столице продолжаются концерты и спектакли XXIII международного музыкального фестиваля «Звезды белых ночей».
Русской опере на петербургском музыкально-театральном форуме уделено значительное место.
29 июня 2015 на исторической сцене Мариинки давали «Хованщину» Модеста Мусоргского. Это один из наиболее важных, стратегических спектаклей Мариинского театра.
Со дня грандиозной премьеры 1911 года минуло больше века, а незабвенный шедевр Мусоргского до сих пор продолжает волновать сердца людей, и вызывает неподдельный интерес к событиям русской истории. Капитальное возобновление режиссуры Леонида Баратова дополнил новой сценической версией петербургский режиссер Юрий Александров.
593-й раз спектакль со дня первого представления посвятили памяти замечательного певца, могучего киргизского баса, народного артиста СССР Булата Минжилкиева.
С труппой Мариинского театра был связан творческий расцвет певца. Вместе с Валерием Гергиевым он осуществил ряд незабываемых сценических работ, включая такие партии, как: царь Борис и князь Иван Хованский в операх Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»; Фауст в одноименной опере Гуно; Кончак в «Князе Игоре» Бородина; Борис Тимофеевич в опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»; Великий Инквизитор в «Доне Карлосе» Верди; Бедяй в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова и многие другие роли.
Валерий Гергиев:
«Это был выдающийся, редчайшего тембра голос. Булат Минжилкиев, который принадлежал и Кыргызтану (своей родине), и советской вокальной школе, в том числе Мариинскому театру, которому он отдал последние десять лет своей жизни.
Как я жалею, что не имел возможности найти раньше такого замечательного артиста. Это ведь знаменитейший певец был, но как-то вот не сложилось, что до сезона 1987 – 88 года он не приезжал в Ленинград. Когда мы пригласили Булата в первый раз, а я дирижировал тогда в Мариинском оперу «Фауст» Гуно, и вот он исполнил только первые три ноты, на этой же репетиции все обомлевшие коллеги-артисты просто вдруг замолчали… Воцарилась мертвая тишина. Многих тогда уже покорил его царственный голос.
Тридцатилетняя сценическая судьба Булата в целом была очень счастливой. Он спел огромное количество партий, сыграл множество ролей, его гастрольная география была обширнейшей, его слышали крупнейшие мировые музыкальные центры. У Булата не было соперников в таких партиях, как Кончак и Иван Хованский. Помню, как он пел Кончака в Палермо. Было такое впечатление, что когда он начинал петь, в зале как будто менялась акустика, настолько богато звучал голос и по тембральному, и по душевному наполнению. Ощущение возникало почти мистическое.
Голос Булата настолько естественно сливался и парил над оркестром, что мне никогда не приходилось тушить пожар оркестровой игры, – ведь оркестр тоже имеет душу и тоже хочет проявить свой голос. Некоторые певцы просто не выдерживают соревнования с оркестром. К Булату это никогда не относилось, для него не было никаких проблем царить над оркестром.
У меня была особая симпатия к Булату, которую трудно было скрывать. Кстати, не только из-за богатства его голосовой природы – важно отметить бескорыстие и благородство, спокойствие, с которым Булат переносил проблемы, несправедливости, трудности, которые выпадают на долю каждого артиста. Возможно, в себе, где-то глубоко, он таил какие-то переживания, но он никогда не срывался на коллективе. Ни обид, ни амбиций не показывал. Никогда. Это удивительное качество.
Я могу только представить себе, сколько бы Булат Минжилкиев успел сделать великолепных работ, придя он чуть раньше сюда, хотя бы на несколько лет. Мы были с ним большими друзьями, он был очень темпераментным человеком, колоссальной артистической личностью. Необъятное количество репертуара было подвластно Булату. Я свято чту память этого великого коллеги и человека»!
В спектакле памяти Булата Минжилкиева были заняты лучшие вокальные силы Мариинского театра: меццо-сопрано Ольга Бородина (Марфа), бас Геннадий Беззубенков (князь Иван Хованский), тенор Евгений Акимов Алексашкин (князь Андрей Хованский), тенор Олег Видеман (князь Василий Голицын), бас-баритон Николай Путилин (боярин Шакловитый), бас Владимир Ванеев (Досифей).
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru (Санкт-Петербург)