
«Правда и красота оперы» — в Российском национальном музее музыки открылась выставка, посвященная двум композиторам, Мусоргскому и Римскому-Корсакову.
«Борис Годунов» — единственная опера Модеста Мусоргского, которую он полностью закончил. На этих авторских рукописях — два варианта сцены в Корчме.
«Рукопись очень интересна тем, что в ней сочетается два пласта текста. Один более ранний, который Мусоргский написал еще в 1869 году, а второй — более поздний, который возник как ответ на критику первой редакции»,
— сказал куратор выставки Александр Комаров.
После смерти композитора его друг Николай Римский-Корсаков сделал новую редакцию «Бориса Годунова» — сократил и убрал некоторые сцены, придумал новую инструментовку, после чего опера получила вторую жизнь. Самой популярной была антрепризная постановка с участием Федора Шаляпина. На выставке есть его сценический костюм. Остальные оперы — «Хованщина», «Саламбо», «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба» — Мусоргский завершить не успел. Римский-Корсаков после смерти композитора в течение 30 лет их дописывал.
«Почему они вместе? А вместе всегда, и в музыкальной истории они так и остались вместе. Потому что всем известно, что Модесту Мусоргскому посчастливилось при жизни услышать и увидеть одну свою оперу -«Борис Годунов», а все остальное было завершено руками Римского-Корсакова»,
— пояснил генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.
Для Мусоргского большое значение имело слово. Работая над оперой «Женитьба», он решился включить в канву нерифмованный оригинальный текст Гоголя. Композитор говорил, что стремится звуком передать живую речь. Этот же принцип он сохранил, работая над «Сорочинской ярмаркой».
«Хочу, чтобы мелодия творилась человеческим говором» — это не какая-то красивая мелодическая линия, а именно правда. Отсюда, собственно, наше название «Правда и красота оперы». Чтобы это было правдоподобно, чтобы это было совершенно естественно»,
— добавил куратор выставки Александр Комаров.
Костюмы, афиши, фотографии и эскизы к постановкам здесь разделены на блоки — каждый посвящен одной из пяти опер. Оригиналы рукописей Мусоргского и Римского-Корсакова широкая публика увидит впервые.