Пять лет назад, 14 января 2008 года, ушел из жизни один из ведущих режисcеров советской, российской и украинской оперных сцен, народный артист России, заслуженный деятель искусств Украины и РСО-Алания, первый осетинский оперный режиссер, основатель и организатор Северо-Осетинского музыкального театра, удивительно интеллигентный и красивый человек – Юрий Николаевич Леков.
Имя Лекова вошло в историю отечественной культуры, он стоял в ряду крупнейших оперных режиссеров страны. Вся его жизнь стала образцом преданного служения Театру, Сцене, Искусству.
Леков оставил, несомненно, серьезный след в музыкальной истории Осетии и как постановщик первых осетинских национальных опер, и как режиссер, подаривший жителям Осетии возможность знакомства с шедеврами мировой оперы.
Все творчество Юрия Лекова было отмечено высочайшим профессионализмом и культурой, безупречным вкусом и стилем. Северо-Осетинский музыкальный театр стал его судьбой, его жизнью, его детищем.
Имя Юрия Лекова вошло в историю не только музыкального театра Осетии, но и театров Украины. В 1953-60 гг. Леков был режиссером Киевского театра оперы и балета, в 1960-68гг. – главным режиссером Харьковского театра оперы и балета, в 1975-77гг. – главным режиссер Одесского театра оперы и балета.
Леков осуществил постановки в оперных театрах Киева, Львова, Одессы, Харькова, Перми, Воронежа. Поставленные на киевской сцене спектакли “Катерина” Аркаса, “Тоска” Пуччини, “Иоланта” Чайковского, “Манон Леско”, “Чио-чио-Сан” Пуччини, “Бал-маскарад” Верди, “Руслан и Людмила” Глинки были яркими событиями украинского музыкального искусства.
Именно Юрий Леков открыл историю осетинской оперы и всю последующую историю национального профессионального музыкально-театрального искусства.
«Демон», «Кармен», «Чио-чио-сан», «Травиата», «Пиковая дама», «Иоланта», «Тоска», «Бал-маскарад», “Великая дружба”, “Зори здесь тихие”и, конечно же, осетинские оперы – «Огни в горах», «Оллана», «Коста», «Бонварнон», «Азау» – Юрий Николаевич поставил практически все крупные произведения осетинских композиторов. И вклад его в развитие осетинской оперы неоценим.
Высокий, красивый, с необыкновенно одухотворенным лицом, при этом без малейших признаков чванства -таким он остался в памяти тех, кто его знал.
Осетинское радио и телевидение