В Большом театре начались репетиции оперы Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова» по «Леди Макбет Мценского уезда». Премьера назначена на 18 февраля 2016 года. Ставит оперу худрук театра имени Вахтангова Римас Туминас.
Кстати, в этом году три ведущих драматических режиссера, руководители театров — Лев Додин, Алексей Бородин и Сергей Женовач — поставили оперы «Пиковая дама», «Кармен» и «Иоланта» на Исторической сцене Большого театра. И вот генеральный директор Большого театра Владимир Урин сумел уговорить худрука Вахтанговского театра создать свою версию оперы Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова». Для Туминаса — это первая опера, хотя по первому образованию он — выпускник Литовской консерватории.
Режиссер объяснил, почему задача, поставленная перед ним, не из легких:
“У оперной труппы Большого театра есть пробелы в драматическом мастерстве. И первая репетиция показала, что работа с исполнителями предстоит трудная и долгая. Тогда как условия Большого жесткие — времени на дополнительные репетиции нет”,
— признался режиссер.
Впрочем, Туминас — не из тех режиссеров, которые боятся трудностей. Напротив, именно процесс преодоления всегда стимулировал его на новые победы. На счету Римаса Владимировича пока нет поражений, и в данном случае, он сделает все, чтобы этого не произошло. К тому же над «Катериной Измайловой» вместе с ним команда единомышленников: режиссер по пластике Анжелика Холина, сценограф Адомас Яцовскис, художник по костюмам Мария Данилова. С ними Туминас поставил не один спектакль на вахтанговской сцене, и каждый получил самые высокие отметки как со стороны публики, так со стороны критиков.
На вопрос: «Почему «Катерина Измайлова»?» — Римас Туминас объяснил:
“Хочу поделиться своим прочтением повести. Мне кажется, что в России невнимательно читают классиков, тогда как я не пропускаю и буквы в первоисточнике. Я — иностранец, и хочу понять ваших героев. Опера Шостаковича — одна из моих любимых. Она с историей, в которой не обошлось без политики”.
Если Шостакович во второй редакции оперы «Катерина Измайлова» (после критики первой редакции Сталиным, который не принял «Катерину Измайлову» и запретил ее) смягчил злодеяния героини, то Туминас не намерен жалеть убийцу. Туминас сказал, что «к леди Макбет не испытывает симпатии».
Сергей Бирюков, музыкальный критик, член союза композиторов России:
“Туминас вступает на скользкое поле, ставя оперу в Большом. Дело в том, что драматические режиссеры в оперном спектакле часто терпят фиаско. Одна из причин провала: оперных актеров заставляют делать то же самое, что и драматических. Но у Туминаса есть шанс поставить интересную оперу. Надежда на это содержится в его драматических спектаклях, которые очень музыкальные и ритмичные.
10 ноября Римас Туминас после прогона спектакля «Подросток» в Театре имени Вахтангова отменил его премьеру, намеченную на 13 ноября.
Анжелика Губина, “Вечерняя Москва”