Российские СМИ бурно обсуждают инцидент, произошедший в нью-йоркском Карнеги-холл.
Концерт Мариинского оркестра под руководством российского дирижера Валерия Гергиева в нью-йоркском Карнеги-холле был прерван акцией в защиту российских геев.
Сообщается, что выкрики о нарушениях прав ЛГБТ-сообществ в России прервали концерт в самом начале. Гергиев покинул сцену и подождал, пока активистов не выведут из зала.
Это не первая акция против российского дирижера: в сентябре перед концертом Мариинского коллектива в Метрополитен-опере представители гей-движения выстроились перед театром с плакатами и радужными баннерами и выкрикивали лозунги в защиту своих единомышленников.
Уже не удивляет факт, что отечественные СМИ интересует не концерт российского оркестра, выступающего в знаменитом американском зале, а скандальный инцидент. Причем, описание инцидента – что тоже не удивляет – подается в искаженном виде: копирующие друг у друга информацию новостники даже не напрягаются перевести корректно тексты, на которые ссылаются.
В итоге десяток российских изданий опубликовали “отсебятину”, где утверждается, что концерт Мариинского оркестра в Карнеги-холл был прерван, Гергиев покинул сцену и только после выдворения скандалистов из зала вернулся и продолжил концерт.
Все вышеописанное не соответствует действительности. Кроме, разумеется, самой акции активистов ЛГБТ, которая имела место, но прошла не во время, а до начала концерта – прерывать было нечего.
По сути, это повторение инцидента, произошедшего две с половиной недели назад, на открытии сезона Мет, когда Валерий Гергиев представлял премьеру “Евгения Онегина” с участием Анны Нетребко. Тогда перед Линкольн-центром собралась группа защитников прав сексуальных меньшинств из организации Queer Nation NY, устроившая акцию на улице, а затем в зрительном зале. Спектакль сорвать не удалось.
На этот раз гей-активисты собрались перед Карнеги-холл, вновь требуя от Гергиева выступить против гомофобии в России. Перед началом концерта участники Queer Nation выстроились перед входом в зал с радужной растяжкой “Поддержи русских геев”. Некоторые из них прошли в зал. Когда Гергиев появился на сцене и поднял руку, чтобы начать “Жар-птицу” Стравинского, с галерки раздался истерический выкрик “Гергиев! Твое молчание убивает русских геев!” Оркестр замер, Гергиев не шелохнулся.
“Немая сцена”, сопровождавшаяся выкриками, длилась несколько минут. Одна из дам громко сказала: “Здесь художественное событие”. Часть публики загудела активисту “бу-у-у”. Когда его вывели, раздались хлопки, и в тот же миг зазвучала музыка Стравинского: балеты “Жар-птица”, “Петрушка” и “Весна священная”.
Успех концерта был колоссальный: стоячие овации в каждом отделении, “бисы”. По случаю 200-го дня рождения Верди исполнили увертюру к его опере “Сила судьбы”, написанную когда-то по заказу театра. В программе дальнейших выступлений оркестра в Карнеги-холл – музыка Шостаковича и Рахманинова. Три концерта в Нью-Йорке – это часть гастрольного тура Мариинского оркестра по городам США и Канады.
Гергиев прокомментировал инцидент в Карнеги-холл:
“Мы приехали в Америку с программами Стравинского, Шостаковича, Рахманинова. Думаю, сегодня вряд ли какой-то оркестр в мире сможет представить в репертуаре русскую музыку так, как Мариинский. Говорю это не потому, что не уважаю своих коллег, а потому, что и в симфоническом, и в балетном, и в оперном репертуаре мы сделали за двадцать лет намного больше.
Мы стопроцентно готовы к гастролям, но вдруг из-за выступления активистов пишут теперь об этом. Чтобы не было кривотолков – сорвали или не сорвали концерт, скажу: концерт прошел успешно при громадном стечении публики. Причем, в зале было много музыкантов. Я играл уже в Нью-Йорке цикл “Весь Стравинский” с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, но, мне кажется, и Стравинский, и Шостакович в исполнении Мариинского оркестра будут интересны здесь. Так же, как и музыка Рахманинова: ведь Рахманинов больше, чем, кто-либо играл в зале Карнеги-холл.
То, что касается акции, я не знаю, что от меня хотят: каких извинений, объяснений? Мариинский театр, которым я руковожу, не дискредитировал никогда и никого. Для меня как руководителя театра существует один критерий – способности, талант. Это относится и к опере, и к балету.
В любом случае, мы приехали сюда работать: и я, и оркестр Мариинского театра, и Аня Нетребко, с которой у нас идет сейчас серия спектаклей “Евгений Онегин” в Метрополитен-опера. На “Онегине”, кстати, тоже активисты перед началом спектакля что-то покричали в зале. Но сейчас в Карнеги-холл было агрессивнее. Потому что на сцене сидел не американский, а Мариинский оркестр.