7 сентября 1992 года в английском радиоэфире появилась станция Classic fM. Сегодня она является крупнейшей коммерческой радиостанцией в Великобритании.
Classic fM вещает в радиоэфире, а также в кабельных сетях. Кроме того, передачи станции можно услышать во всем мире через интернет. В эфире звучит как традиционная академическая музыка, так и звуковые дорожки из фильмов и видеоигр.
Идея национальной радиостанции, вещающей академическую музыку, возникла у руководства компании GWR group, владевшей рядом локальных радиостанций в Великобритании. После успешных тестовых запусков локальных радиостанций подобного формата, было решено запустить национальную радиостанцию.
Сегодня, после серии поглощений, Classic fM принадлежит английской компании Global radio. Станция вещает из студии в Лондоне, расположенной в здании на Лестер сквер.
Среди популярных проектов станции – “Зал славы”, проходящий ежегодно во время пасхальных праздников. Слушатели станции голосуют за 300 лучших произведений, звучавших в эфире станции в течение года.
Первую строчку в хит-параде станции в последние годы занимали Второй фортепианный концерт Рахманинова и романс для скрипки с оркестром “Взлетающий жаворонок” Воан-Вильямса. В 2017 году последнее произведение сохранило за собой лидерство.
Другим популярным проектом является “Главные рождественские песнопения”, который проводится ежегодно во время рождества. Слушатели голосуют за 30 лучших по их мнению рождественских песен.
Формат станции часто подвергается критике со стороны консервативно настроенных любителей музыки за то, что в эфире станции произведения часто звучат не целиком, а лишь отдельными частями. Кроме того, многих не устраивает слишком консервативная политика станции, упор в которой делается на традиционную академическую музыку, а также звуковые дорожки из фильмов и произведения в жанре кроссовер.
Один из ведущих станции, Джон Сушет, парирует:
“Мы здесь не для того, чтобы рассказывать людям, как им слушать классическую музыку. Мы не ставим перед собой образовательную задачу. Если люди хотят глубже узнать академическую музыку – это прекрасно. Но мы выходим в эфир для того, чтобы предложить аудиторию ту музыку, которая она хочет слушать.
Ведь мы понимаем, что люди часто слушают радио, параллельно занимаясь другими вещами. Они отвозят детей в школу, или сами едут на работу, или слушают радио, уже оказавшись на работе, и во всех этих ситуациях они не всегда хотят, чтобы из эфира им бросали какой-то вызов.
Мы считаем так: “Если вам не нравится то, что вы слышите сейчас, останьтесь с нами еще на пару минут, и следующий трек обязательно вам понравится.””
Такая формула оказалась успешной. В 1992 году, когда Classic fM начали вещание, большинство экспертов предсказывали, что станция закроется через два-три месяца. Считалось, что на рынке нет места для коммерческой радиостанции, вещающей академическую музыку, поскольку всю возможную аудиторию уже собрала государственная Станция 3.
Через 25 лет, в 2017 году Classic fM – самая успешная коммерческая радиостанция Великобритании, с недельной аудиторией порядка 6 миллионов человек, если не считать слушателей в кабельных сетях, а также в интернете.
Успех станции зиждется на взаимодействии между желанием инноваций и стремлением к консервативности. Точные критерии составления плейлиста станции хранятся в секрете, однако, например, оперу вы редко услышите в эфире. Разве что какие-то отрывки из Пуччини или Моцарта. Даже Малер, Брукнер или Бриттен – редкие гости в программах станции. И уж точно в эфире почти невозможно застать Бартока или Шенберга.
В этом есть определенная опасность – люди предпочитают слышать то, что они уже знают, поэтому, скажем, большинство произведений в хит параде “Зал славы” повторяются из года в год.
Но станция держится за свою аудиторию, и предпочитает не проводить резких изменений. Тем более, что, если в прошлые годы основная аудитория Classic fM держалась в возрасте 50+, то сейчас станция все больше ориентируется на людей до 35 лет, которых в еженедельной аудитории радиостанции уже больше миллиона.
Тем более, что Classic fM прекрасно чувствует себя не только в радиоэфире, но и в цифровой вселенной. У страницы станции на Facebook – более 1,2 миллиона подписчиков. Видеоролики, опубликованные там, в августе получили около 17 миллионов просмотров, а общий ежедневный охват публикаций на фейсбуке – около двух миллионов.
Программный директор Classic fM Сэм Джексон хвастается:
“Была неделя, когда охват наших публикаций на фейсбуке был больше, чем у Buzzfeed”.
ClassicalMusicNews.Ru