Большой театр отмечает «бриллиантовый» юбилей своего первого зарубежного турне.
60 лет назад прославленная труппа побывала в британской столице. Выступления на сцене Ковент-Гардена прошли с триумфом. И хотя артисты Большого в Лондоне – частые гости, к юбилейным гастролям они готовились особенно тщательно. И не напрасно.
На первый же спектакль зрители начали съезжаться за час до начала, аплодисментами встретили и оркестр, и солистов. В оценках публика и критики единодушны:
«Восхитительно, превосходно, фантастически».
Денис Родькин – премьер Большого. Настроение – замечательное: Лондон, начало гастролей, зажигательный «Дон Кихот», где никакой трагедии, сплошная радость.
«Очень важно с утра настроить себя на игривое настроение, игривый лад»,
– объясняет премьер балетной труппы Большого театра Денис Родькин.
У Большого театра не простые гастроли – «бриллиантовые», как назвали их организаторы Лилиан и Виктор Хоххаузер. Они – та самая пара, что умудрилась первый раз привезти Большой в Англию в 1956-м, в разгар холодной войны, приподняв железный занавес. Тогда впервые за рубеж выехала вся труппа.
Лондонцы сидели по ночам вокруг театра, чтобы увидеть этих невероятных русских артистов. Укутывались пледами, жгли костры. А как дела обстоят сегодня?
«Мне кажется, никогда в жизни я не наживала столько врагов, сколько в этот раз! Все звонят, просят билет, а я отказываю. А они отказываются верить, что их нет. Но их нет! Нет ничего»,
– утверждает организатор гастролей Лилиан Хоххаузер (Великобритания).
«Она и мне на это жаловалась. В Большом театре опера завершает сезон премьерой “Фауста”, а балет открывает гастроли в Лондоне. Такая интенсивность жизни – главное, что должно быть в театре»,
– убежден генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев объясняет, почему в афише – сплошная классика:
«Танцуем лучше многих, если не лучше всех. У нас балет – образ жизни. Я мало знаю стран, где к балету относились бы так, как мы относимся. И это фантастически здорово».
Закрепить успех поможет беспроигрышное «Лебединое озеро», советский хит «Пламя Парижа», «Корсар», из новейшего – «Укрощение строптивой», поставленное специально для Большого Жаном-Кристофом Майо.
В 1956-м, описывая гастроли Большого, газеты взахлеб выдавали примерно следующее:
«Фантастика! Невероятно! Непередаваемо!»
После каждого эпитета – целый ряд восклицательных знаков. Спустя 60 лет – та же сцена, те же импресарио, ни на йоту не сомневающиеся в успехе. Большой балет Лондон не разочаровывал ни разу.