Красноярская филармония на сегодняшний день, пожалуй, одна из самых экспериментальных филармоний России. Так говорят и местные жители, и приезжие артисты.
Здесь под музыку симфонического оркестра экстремалы на сцене делают трюки, два оркестра одновременно исполняют рапсодию, а 31 декабря красноярцы уже привыкли встречать в концертных залах.
Идеолог филармонии – директор Юлия Кулакова – рассказала, как и зачем красноярские музыканты идут на эксперименты.
— Филармония – новаторская площадка?
— Нами всегда движет желание сделать что-то очень необычное. Традиционные концерты были, есть и будут, и главный коллектив в любой филармонии – это симфонический оркестр.
Но в современной России филармония – уже давно не только классика. Народные, джазовые и другие коллективы входят в наш состав, и каждому нужно дать возможность сказать свое слово.
— В филармонии много проектов, где соединяются разные жанры. Как успеваете всё воплощать?
— Это требует времени. Современный зритель живет в динамичном ритме и хочет удивляться. Даже доказано, что Баха сегодня играют быстрее, чем при его жизни. Это говорит о том, что, в принципе, часы нашей жизни стали идти быстрее. Поэтому концерт должен быть уникальным, необычным, разноплановым.
Мы первыми соединили экстрим и классику.
Сейчас у нас еще более прогрессивные планы – мы хотим соединить симфонический оркестр и рэп. В ноябре будет первый опыт концерта с участием рэпера, а в следующем году мы попробуем ввести еще и хор.
— В Красноярской филармонии делают акцент на интерактив со зрителем, потому что…
— …сейчас для зрителя важно, чтобы он приходил не просто на концерт, а чтобы он сам был его участником. Мы хотим создать атмосферу полного погружения.
В прошлом году мы делали проект «Осень в Париже» и рассказывали через музыку о Франции.
В этом году наш филармонический русский оркестр будет делать концерт настоящего французского шансона. В ноябре зрители увидят гениального Николая Луганского и уникальную инсталляцию с подвешенным к потолку роялем. Кроме того, мы создадим атмосферу села Ивановка, где любил отдыхать Рахманинов – всё это концепция нашего концерта, посвященного творчеству великого композитора.
И очередной эксперимент – ведь кроме музыки будет еще и литературное чтение его писем своим современникам. Актер Юлиан Макаров внешне очень похож на Рахманинова, поэтому, я думаю, нам удастся создать атмосферу живого разговора с классиком под его невероятную музыку.
— Наверняка вы сталкивались с непринятием экспериментов со стороны артистов. Приходилось ли упрашивать, убеждать?
— Мы ни в коем случае не заставляем это делать. Артисты, которые просто хотят хорошо делать свое дело, тоже должны быть.
Но нам повезло, что художественные лидеры наших крупных коллективов – Владимир Ланде, Валерий Шелепов – открыты ко всему новому. Именно благодаря их поддержке красноярцы увидели, что музыка может быть очень разной.
— Успех филармонии – это работа команды?
— Один человек, каким бы гениальным он ни был, не способен сделать концерт хорошим. Это работа огромного коллектива.
Я сама человек командный: хоровик по образованию. Я люблю большие совещания, для меня не важны ранги и статусы моих сотрудников, все могут высказаться и что-то предложить.
Например, во время подготовки к проекту «Ночь в филармонии» весной 2017 года даже наши экономисты полночи вырезали какие-то фигурки для украшения зала. Это значит, что каждый хочет принять участие в коллективном творчестве, чтобы создать качественное и интересное событие.
— Сегодня в России зачастую филармониями управляют музыканты. Это позитивная тенденция?
— Если директором становится просто менеджер, пусть даже очень хороший, как показывает практика, страдает основное дело. Поэтому, действительно, большинство моих коллег в других регионах – это музыканты.
— Живую музыку ничем заменить нельзя, но…
— …мы хотим, чтобы у жителей края была возможность смотреть наши концерты онлайн. Для меня важно, чтобы наших местных артистов знали.
Я уверена, что у любого жанра – поп, рок, эстрада, классика – обязательно должен быть свой почитатель. Надеюсь, что в скором времени у нас будет возможность транслировать концерты в самые отдаленные районы края с помощью виртуального концертного зала.
— Чем вы для себя лично измеряете успешность концерта или проекта?
— Мне недавно рассказали историю о том, как женщина в нашей кассе покупала билеты. Когда ей сказали, что в Большом зале все продано, она ответила: «Ну дайте в Малый зал, какая разница».
Значит, человек хочет провести этот день именно у нас, независимо от того, на какой концерт попадет. Это и есть успех.
— Два оркестра на открытии сезона произвели фурор. Продолжите эту историю?
— Мы его не повторим в новом сезоне, потому что нельзя повторяться.
Даже если я понимаю, что концерт пройдет успешно и понравится публике, мы не будем его делать несколько раз, потому что всегда нужно реализовывать что-то новое, идти дальше, развиваться. Это принципиальная позиция нашей команды.
Пресс-служба Красноярской филармонии