Гость: Василий Бархатов театральный режиссер, постановщик премьерной оперы «Братья Карамазовы» в Мариинском театре.
Тема: современная опера, Достоевский на оперной сцене.
Ведущая – Е. Чишковская.
Василий Бархатов:
Мне уже давно понравилась книга Достоевского «Братья Карамазовы». Когда Валерий Гергиев предложил поставить оперу, написанную специально для Мариинского театра, мне показалось это заманчивым. Конечно, я опасался. Я еще не видел материала, но сразу согласился.
Существует достаточное количество оперных опытов на Достоевского. Они рассказаны своим композиторским языком, и мне стало интересно, что же выйдет на этот раз. Когда я посмотрел материал, конечно, я и художник Зиновий Марголин приняли решение участвовать в этом проекте. Мы не пожалели об этом.
Василий Бархатов:
Конечно, репетиции – это физический труд, тяжелая «пахота», как в шахте. Репетировать с утра и до вечера – это физически и психологически очень сложно. Я относился к ряду тех людей, которые считали произведение Достоевского не театральным и, тем более, не оперным. Это как при переезде с квартиры на квартиру.
Существовала опасность безвозвратно посеять дорогие читателю вещи. Опера выстроена несколько иначе, чем книга, и мне хотелось сохранить какие-то вещи, факты, события. Это можно сделать с помощью сценического языка и вернуть содержание Достоевского. Когда говорят, что опера – это нечто условное, эти высказывания вызывают у меня жуткое неприятие и просыпается мой юношеский экстремизм.
Василий Бархатов:
Я хочу осуществить еще одну мечту – поставить Достоевского «Записки из мертвого дома». Это достаточно сложное произведение. Это, скорее всего, фестивальное и разовое произведение. На территории России, конечно, никто не решится его оформить. Оно достаточно большое, странное и требует определенной зрительской подготовки и собранности.
В Мариинском театре маэстро Гергиев занимается политикой просвещения во всех отношениях. Это сказывается на том, что мне, например, человеку в 25 лет уже удалось поставить «Братьев Карамазовых».